ПЭВМ Агат » Эмулятор и готовые к запуску игры » Об играх и эмуляторе, представленных здесь

Новый вариант раздела

Об играх

Эмулятор

 

ISO 9660

 

Диск 1

Диск 2

Диск 3

Диск 4

Диск 5

Диск 6

Диск 7

Диск 8

Диск 9

 

Диск 10

Диск 11

 

Диск 20

Диск 21/22

Диск 23

 

Диск cp

 

Диск A1

Диск A2

Диск A3

 

Alpha

 

Диск SergUSN1

Диск SergUSN2

Диск SergUSN3

Диск SergUSN4

Диск SergUSN5

Диск SergUSN6

Диск SergUSN7

Диск SergUSN8

Диск SergUSN9

Диск SergUSNS

 

Диск VolgUSN1

Диск VolgUSN2

Диск VolgUSN5

Диск VolgUSN6

 

Диск L1

Об играх и эмуляторе, представленных здесь

Большинство представленных здесь игр работают на "Агат-7". Его эмулятор можно взять здесь (13 Кб, версия от 01.08.2009). Он работоспособен под MS-DOS-совместимой системой на процессоре не ниже 80386, а также различных клонах MS-Windows (впрочем, не советую запускать на NT-сервере приложений - эмулятор добровольно не отдает свободные тики). Прочее необходимое железо: VGA-совместимая видеокарта, можно PC-спикер, ну и клавиатура, конечно :).

Так как в операционной системе Windows Vista эмулятор может не запуститься привычным путём, попробуйте воспользоваться программой DosBox. Эта же программа может помочь вам при работе в операционной системе Linux. DosBox совершенно бесплатен и имеет открытый исходный код. Обратите, однако, внимание на следующее: DosBox версии 0.65 (а может и более поздних) не корректно эмулирует режим VGA 640x480x2 (эмулятор использует его, если дисплей виртуального "Агата" работает в режиме HGR). Это приводит к тому, что, например, при загрузке ИКП-7 начальное меню с картинками дисков не видно, хотя если вслепую выбрать нужный диск, эмулятор продолжает работать нормально. К сожалению, многие агатовские игры использовали режим HGR. Впрочем, есть и другие варианты: Bochs, VMware, Qemu, PCemu, но они сложнее в настройке.

Игры собраны по нескольку штук в образы дисков, каждый образ кроме игрушек содержит также ОС и интерактивную среду языка Бейсик ("HELLO" - она запускается операционной системой автоматически, запустить ее поверх самой себя командой BRUN нельзя). Полная коллекция Агатовского софта и прочее по теме здесь.

Заметьте: некоторые игры состоят из нескольких файлов, поэтому не удивляйтесь, что число файлов превышает число игр. Попытка запустить такой компонент приведет либо к "зависанию" кода, исполняемого виртуальной машиной, либо к останову с диагностикой "неверный код операции".

Я не стал вносить в этот архив такие известные игры как тетрисы, арканоиды, змейки, а также игры с неоконченным или очень примитивным сюжетом.

Работа с клавиатурой в эмуляторе

Клавиатура анализируется эмулятором постоянно, при этом нажатия некоторых клавиш передаются в регистр виртуальной клавиатуры, а часть - обрабатывается непосредственно эмулятором. Полное описание используемых клавиш есть в описании эмулятора, здесь же перечислены основные моменты:

  • Большие-маленькие буквы. Первые версии "Агата" не имели в знакогенераторе маленьких букв. В дальнейшем они были добавлены, однако, в целях совместимости, по умолчанию в именах файлов, командах операционных систем и операторах языка Бейсик продолжали использоваться большие буквы. Драйвера клавиатуры по умолчанию также давали коды больших букв. Клавиши регистра при этом переключали раскладки не между большими/маленькими буквам, а русскими/латинскими. Обычное использование переключателей РУС-ЛАТ и клавиш регистров реализовано только в поздних редакторах текстов.
  • В "Агате", как и в большинстве советской техники использовалась раскладка клавиатуры jcuken, в то время как используемая сейчас в импортной технике раскладка латинских клавиш - qwerty (русская же по прежнему jcuken). Для игр этот факт очень важен: если игра использовала для указания направления крест из клавиш "o", "l", "d", "[" - попробуйте в нее поиграть сейчас ;). Эмулятор может транслировать qwerty-раскладку в jcuken. Чтобы включить эту возможность нажмите F3.
  • Num Lock при работе эмулятора рекомендуется держать выключенным. В этом случае дополнительная клавиатура будет восприниматься программами, исполняющимися в виртуальной машине, как функциональные клавиши "Агата". Они часто использовались в играх в качестве стрелок.
  • Scroll Lock при работе также рекомендуется держать выключенным. Для эмулятора эта клавиша соответствует агатовскому переключателю РУС-ЛАТ. Для многих игрушек его состояние не важно, однако бейсиковские программы в некоторых случаях будут его учитывать.
  • Когда клавиша Alt нажата, эмулятор будет выполнять программу в виртуальной машине с максимально возможной скоростью, кроме того не будут выполняться команды переключения видеорежимов. Нажатием Alt можно ускоренно прокручивать заставки (например, в Lode Runner'е), но нужно делать это осторожно - в некоторых случая программы могут неправильно работать с видео. Также Alt может помочь в некоторых специфических случаях "зависания" программ в виртуальной машине.
  • Клавиша F5 вызывает монитор виртуальной машины. Для игр он может пригодиться только затем, чтобы установить скорость эмуляции. Для этого последовательно нажмите F5 a CONST Enter g, где CONST - значение торможения эмуляции. 1 - самая высокая скорость, FFFF и 0 - самая низкая. Для современных процессоров рекомендуются значения от 100 до 999. По умолчанию CONST=1.
  • Комбинация клавиш Shift-F3 позволяет выбрать нужный образ диска. По умолчанию используется файл с именем test140.img. Образы можно менять в любой момент работы эмулятора, однако попытка сменить образ во время работы виртуального дисковода приблизительно эквивалентна такой же операции на реальной машине ;).
  • F1 вызывает встроенную подсказку по функциональным клавишам. Второе применение этой функции - восстановление изображения после выхода из монитора виртуальной машины или выбора образа диска.
  • Упоминаемая иногда в играх клавиша РЕД - суть Escape.
  • Клавиши Insert, Home, Page Up и другие, находящиеся над стрелками, с точки зрения эмулятора отличаются от клавиш блока дополнительной клавиатуры. Будьте внимательны при чтении описаний игр !
  • Звук, как правило, присутствует в агатовских играх. Однако особенности его аппаратной реализации приводят к тому, что в эмуляторе он будет правильно звучать только в том случае, если скорость эмуляции близка к скорости реального "Агата". Кроме того, по умолчанию эмуляция звука отключена. Чтобы включить ее, нажмите F8.
  • Пульты "Агата" - два не особенно удобных эквивалента джойстика (хотя попадались комплектации и обычным джойстиком). Они поддерживались в некоторых играх, однако особой популярности не получили. Возможно из-за этого их поддержка иногда реализована глючновато. Эмулятор поддерживает пульты через "мышку", однако по умолчанию это отключено. Клавишей F12 вы можете разрешить эмуляцию пультов.
  • "Агат", как и все более-менее сложные цифровые схемы имел управляющую линию RESET. В отличие от IBM-PC, связанная с этой линией клавиша располагалась не на корпусе машины, а на основной клавиатуре и была помечена как СБР. Однако активизировалась она только при одновременном нажатии с клавишей УПР (Ctrl). Поэтому перевод слова РЕСЕТ для "Агата" звучит как УПР-СБР. При работе в эмуляторе комбинации УПР-СБР соответствует клавиша F2. Однако аппаратура "Агата" могла в определенных случаях программно блокировать последствия нажатия сброса (a'la "защищенный режим" - использовался для снятия текущей программы и возврата в командный процессор операционной системы... теоретически) - в этом случае приходилось выключать и затем снова включать питание зависшей машины...
  • ...чтобы сэмулировать выключение и последующее включение машины можно нажать клавишу F9.
  • Ну а чтобы вообще выйти из эмулятора просто нажмите F10 (или "q" - в зависимости от состояния эмулятора).

Запуск эмулятора

Для работы архив с эмулятором и образами дисков нужно развернуть в одну директирию. Запустить эмулятор (agat7.exe), нажать F2. Появится приглашение системного монитора "*".

Теперь нажмите Shift-F3 и выберите нужный образ диска, завершив выбор клавишей Enter.

Наберите "C300G" и нажмите Enter (загрузка с устройства 3). Через несколько секунд появится приглашение ОС "]" (или "}").

Теперь вы можете:

  • выбрать другой образ клавишей Shift-F3,
  • вывести каталог образа (команда "CATALOG"),
  • запустить двоичный (.com) файл (команда "BRUN ИМЯ"),
  • запустить бейсик-программу (команда "RUN ИМЯ").

Бейсик-программы отличаются от двоичных по типу (виден при выводе каталога): A - бейсик, B - двоичные. Существуют и другие типы файлов, но среди игр вы их вряд-ли заметите.

Разумеется, на всех этапах будут работать и другие команды, как обращенные к эмулятору так и к эмулируемой системе.