Передовица » Hardware » ДЗУ » Дисководы 140 Кб

Дисководы 140 Кб

Дисководы, используемые в "Агате", были единственным блоком, который не был разработан специально для этой ЭВМ. Дисководы 840 кб, в качестве которых использовались ес5323 и мс5311, не были особенно уникальной вещью и могли взаимозаменяться импортными аналогами, например, Teac FD55. Визуально все они выглядят различно, но общие концепции очень похожи. Прямой безконтактный двигатель, кварцевая стабилизация скорости, у импортных дисководов три микросхемы: двигатель позиционера головки, общий контроллер-усилитель, основной двигатель. Привод головки либо червячный либо ленточный. Высота - половинная.

Более интересны дисководы 140 кб. Во первых, они были просто очень редки среди пользователей PCшной техники. Во вторых: это начало 5-и дюймовых дискет и многие конструктивные решения в это время ещё не были устаканены. Шкивный привод шпинделя, основной двигатель - коллекторный, постоянного тока, отдельная обмотка-датчик стабилизатора скорости. Нет датчика нулевой дорожки, полная высота, позиционер головки хотя и основан на шаговом двигателе, но механическая связь с головкой через "улитку".

НГМД ЕС 5088.02 Паспорт. B 33.060.220.02 ПС + ведомость ЗИП.

НГМД ЕС 5088.02 Техническое описание. B 33.060.220.02 ТО.

НГМД ЕС 5088.02 Формуляр. B 33.060.220.02 ФО + сертификат о качестве.

НГМД ЕС 5088.02 Контролна измеревателна карта.

Отсутствие датчика нулевой дорожки приводило к знаменитому агатовскому "стуку смерти". Это ситуация, когда драйверу дисковода не удаётся прочитать очередной сектор данных и он пытается переустановить головку, отгоняя её на нулевую дорожку и возвращая назад. Но так как датчик нулевой дорожки конструкцией не предусмотрен, драйвер вынужден подавать фиксированное количество команд перемещения головки, заведомо большее, чем количество возможных её положений. Когда головка упиралась в крайнее положение, последующие команды перемещения вызывали лишь периодические рывки, что и звучало - громко и характерно. Репозиционирование помогало редко и, как правило, после повторной попытки драйвер сдавался, а операционка говорила I/O ERROR.

С точки зрения управления этот привод интересен, например, тем, что не имеет счётчика и управляющей схемы позиционера головки, только силовые каскады. Шаг между дорожками составлял две фазы шагового двигателя и это позволяло создавать программы типа COPYTREK, которые пытались восстановить плохо читающиеся дорожки устанавливая головку в промежуточные точки, причем можно было программно установить головку не только в одну из фаз, но и в промежуток между ними, включив сразу две обмотки шагового двигателя.

В отличие от дисководов 840 кб, головка здесь перемещались не очень быстро и звука работы шагового двигателя почти не было слышно (если, только, головка не упиралась в нулевое положение). Но при движении головки между далеко расположенными дорожками был слышено что-то между шипением и свистом - это не шаговый двигатель, а скольжение по "улитке" рычага перемещения головки - эта пара работала без смазки (не знаю, почему).

Мне известно три модели дисководов 140 кб, использовавшихся с "Агатом": ес5088.01, ес5088.02 и какая-то модель от Sony. Исходное название дисковода, который использовался в Apple ][ - Shugart SA400. Последующие фотографии - ес5088.02.

* * *

Центральная плата дисковода. Здесь находятся усилители шагового двигателя, усилители записи/воспроизведения. Два разъёма слева - от контроллера и от станины: двигатели, датчики крышек и защиты записи, индикатор включения. Четырехконтактный разъём слева вверху - головка. Так как дисковод односторонний, то и головка только одна, с двумя катушками: записи/воспроизведения и стирания. Эти дисководы изготавливались в Болгарии, и видно, что часть микросхем имеет отечественную маркировку, часть - импортную.

Выше были фотографии поздней платы. Маркировка: К53.089.018 (на задней стороне К57.102.026), идент Р4-89 ЕС 5088.02.
Ниже фотографии ранней платы. Маркировка такая: К53.089.018 (на задней стороне К57.102.026), идент P3-84 ИЗОТ 5050Е.01.
Т.е. очень похожи, но платы здорово отличаются.

* * *

 

 

Задняя часть: плата стабилизатора скорости, справа виден основной двигатель.

 

 

Виды сверху и снизу. Большой белый диск сверху под платформой головки - "улитка" позиционера. Внизу, на шпинделе, зебра. Знаете, зачем ? ==> Когда шпиндель вращается с нормальной скоростью, эти полоски в свете лампы дневного света, благодаря стробоскопическому эффекту, должны выглядеть стоящими на месте. Две окружности полосок предназначены для стран с частотой силовой сети 50 и 60 Гц.

Если верить документации, головки закупались в Японии, электрически они надёжны. Но стираются всё равно. Стёртая головка плохо работает на внутренних треках. Сначала 33-34, потом 30-34, потом уже и 20-34 с кучей сбоев работают. Уже без лупы видно, что она не гладкая, а с площадкой плоской, диаметром в 1-2 мм, как будто грубо ошкуренной. И обязательно проверяйте скорость шпинделя.

Головка имеет сферическую поверхность, грязь обычно налипает не на зазор, а вокруг него. Но если её будет много, зазор уже не будет касаться дискеты и качество работы резко упадёт. Любая очистка не царапающим и ненамагничивающим предметом (хоть ногтем, если сможете подлезть) лучше, чем грязная головка. Зубочистка - очень удобна. Даже без ватки со спиртом от неё будет польза. Не стоит лезть к головкам и дискетам жирными пальцами, но - с другой стороны - попадаются такие дискеты, которые загаживают бошку так, что ни каким пальцам и не снилось. Причем очень быстро - пары минут хватит. А ещё бывают дискеты, которые очень плохо крутятся в конверте или вообще залипли там.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *