Передовица » Были и небылицы » Агат - это клон Apple][ ?

Агат - это клон Apple][ ?

Оглавление страницы:

Apple][ - одна из самых популярных ЭВМ своего времени. Не удивительно что клонов существует великое множество, например в Болгарии производили полный аналог (даже внешне) под названием Правец.

АГАТ тоже часто попадает в список клонов, но является ли он таковым?
Достаточно часто можно услышать что да, клон. Но озвучивающие подобное, не могут толком обосновать свои слова:

- А вы кстати знаете что ПЭВМ Агат это есть ни что иное как клон Apple2!
- C чего вы взяли что это клон Apple?
- Читал где-то, кстати клон очень плохой.
- А почему плохой?
- Потому что не был похож на Apple, отличалось буквально все кроме процессора.
- Так может не похож именно потому, что не был клоном? может он задумывался другим?
- Ну как же, говорят что архитектура Агата взята у Apple, поэтому "клон".
- Постойте, так все таки архитектура взята у Apple или отличалось буквально все кроме процессора?
- Не морочьте мне голову, клон и всё тут. NO Comment.

К сожалению так бывает, упомянутые ЭВМ человек в руках ни разу не держал - а поумничать очень хотелось :)
Конечно, это не единственная причина, по которой люди сочиняют/тиражируют легенды о клонировании. Их не смущает, что хорошо знакомые с архитектурой АГАТа - утверждают обратное. Вывод напрашивается сам...

Не будем ориентироваться на тех, кто сам не в курсе, а пройдемся вместе по истории Агата и сравним его с Apple. Для интереса будем сравнивать не только с Apple][+ (клонирование которого приписывают Агату) но и с Apple//е (который появился после окончания разработки Агата).

Вместо вступления

Все началось с того, что я более 15-ти лет, для своего удовольствия, собирал различные небылица о АГАТе. За это время накопилось не мало предвзятых высказываний, не имеющих отношения к реальности. Не стану уподобляться такой же манере, и покажу сильные стороны Агата без предвзятости к Apple или Правец. Ведь с ними я познакомился раньше чем с Агатом, и теплого отношения не утратил. Для меня они все по своему хороши и каждый по своему лучший. Просто хотелось бы восстановить историческую достоверность и объяснить что Агат это не клон Apple, без деления на плохой и хороший.
В моей коллекции есть почти все модели упомянутых выше ЭВМ, и за время ведения сайтов об АГАТ и Правец 8, мне посчастливилось познакомится с людьми участвовавшими в создании этих машин. Информация, которую удалось почерпнуть, дает возможность не прибегать к мифам и гипотезам.

* * *

Часть 1: несколько занятых небылиц о Агате.

НЕБЫЛИЦА N1:
"Агат задумывался как шаблонная копия Apple]["

Конечно же АГАТ не задумывался как копия, с ним произошла совсем другая история.
Создание школьной и массовой персоналки подобного класса, для СССР было в диковинку. Изначально А.Ф.Иоффе сомневался, примкнуть ли к ИНТЕЛлигентам или к ДЕКабристам (других процессоров тогда советские мелкоЭВМщики не знали). Но удача с приобретением (официальное, через министерство) комплекта из 10 Apple ][ определила дальнейшую историю.
Этот удачный школьный ПК был взят за образец и ..... тщательно переработан.

Дело в том, что архитектурно Apple сплошь состоял из разных хитростей Стива Возняка нацеленных на удешевление конечного продукта. В результате некоторые "низкобютжетные" характеристики Apple оказались неприемлемы для минобразования СССР.

Переосмыслению и доработкам подверглись почти все системы, в итоге Агат обладал различными возможностями, которых не в какой модели семейства Apple2 и в помине не было:

  • гибкий и многостраничный дисплейный контроллер, с честными цветами и отсутствием конфликтов атрибутов
  • реализация полноценного знакогенератора и цвета для текстовых режимов
  • изящная архитектура сегментной модели памяти
  • быстрый контроллер дисковода и продвинутая дисковая подсистема
  • и т.д. (технические подробности будут ниже)
Таким образом, Apple][ не стал источником прямого копирования, он стал источником вдохновения. Можно сказать что Apple послужил точкой отсчета для самостоятельной ветки развития.

Внешний вид
  

Даже эргономика у Агата была иной, более привычна современному пониманию: накопитель встроен в системный блок, выносная и полноразмерная клавиатура.

* * *

НЕБЫЛИЦА N2:
"В СССР не осилили нормально скопировать Apple, этим вызваны многочисленные отличия"

Вот это совсем странное высказывание. Взгляните на схему Apple][+, и вы увидите что повторить его проще чем "ZX-Spectrum". Никаких специализированных БИС или ULA в нем нет. Кстати, этим обстоятельство воспользовались несколько советских коллективов, например "XONEX" или "БЕРКУТ", изготавливая точные копии плат.

Материнская плата Apple (Правец) и плата XONEX - клон на отечественной элементной базе, сравнивайте
   

Коль скоро точный клон под силу даже любителям, что говорить о создателях Агата. Напомним, что разработкой занимался НИИВК. Такой конторе по силам точная копия СУПЕРЭВМ размером с стадион, а уж тем более совсем не проблема подготовить к производству клон Apple2.

Мысль которую хотелось бы донести до вас:отличия вызвана не халтурным клонированием, а сознательным внесением изменений в архитектуру, для получения на однотипном процессоре более развитой по возможностям машины

Материнская плата АГАТ. Отличается не только внешние, но и схемотехнически Агат никак не повторял Apple II.

* * *

НЕБЫЛИЦА N3:
"Пытались повторить все, даже дисковод был клоном оригинального DISK]["

Действительно, на ранние Агаты устанавливались дисководы аналогичные применяемым в Apple][. Но попали они туда совсем не потому-что разработчики тупо хотели все повторить, ситуация иная:

Дисковод и контроллер DISK][ были разработаны специально для Apple с условием максимального удешевления и упрощения. Использовалась механическая часть от дисковода SHUGART а электроника разработана Стивом Возняком. Причем таким образом, что система была ориентированна только на эвм с ЦП6502, на него и взваливается бОльшая часть обязанностей, которые у других ЭВМ выполняет полноценный контроллер. Все характеристики были достаточно низкими, но задача была достигнута - DISK][ был простым и дешевым.

Специально для АГАТа, к моменту его запуска в серию, был разработан уникальный по возможностям КНГМД 840, рассчитанный на современный дисковод DS/DD. Но сам привод TEAC еще не был согласован по поставкам, требовалось временное решение. Спасло ситуацию то, что Агат тоже был основан на 6502, и к нему удалось приручить доступную копию DISK][ болгарского производства - ЕС5088. Правда взяли только дисковод, контроллер был свой, с расширенными возможностями.

Вскоре родной Агатовский КНГМД занял свое законное место. Подробности в статье "У Агата был странный дисковод".

* * *

Часть 2: технические подробности, сравнение характеристик Агат и Apple.

Вот мы потихоньку и подошли к техническим подробностям. Вообще, "клон" это когда пытаются максимально повторить объект копирования. Конечно, Apple повлиял на мышления разработчиков АГАТа, и конечно у машин были общие черты. Но какой же это клон если на долю родственности, в сущности, остался только 6502? С таким же успехом можно назначить и другие самостоятельные ПК на 6502 (например Commodore 64, кстати тоже на 1мгц) клонами Apple, и как клоны они никудышные - ведь не похожи на Apple// :) Ясно, что кроме процессора есть куча характеристик, которые и определяют архитектуру, и вот они то у Apple и АГАТ сильно отличаются. Пойдем по пунктам:
Про процессор и дисковод уже поговорили. Про пульты, таймер, интерфейс магнитофона и системный динамик говорить не будем - они просты, похожи на ЭПЛовские и погоды не делают. Похожи не потому что скопированы, а просто сложно сделать что-то с таким процессором сильно по другому. Можно сделать по другому, но не нужно - ничего не выигрывается.

* * *

Память

Агат, уже из коробки, имеет возможность отключить ПЗУ и подсунуть туда ОЗУ (в том числе с блокировкой записи, т.е. эмулятор ПЗУ). В Apple такое возможно только с помощью дополнительной спецплаты "Language Card" (или в позднем 2е), но с различными ограничениями. Например, некоторые части ПЗУ отключить не возможно, как и сделать сплошное ОЗУ из адресного пространства.

Расширение основной памяти у Apple происходит параллельными банками по 64 кб. Такое вот специфическое решение с замысловатым способом переключения.
Агат эволюционировал до изящной архитектуры сегментной модели памяти. К ЛЮБОЙ 8-Кб области адресного пространства процессора можно было программно подключить ЛЮБОЙ из банков оперативной памяти. Такой подход существовал на тот момент только в многопользовательских профессиональных компьютерах. В Apple ею даже не пахло.

* * *

Дисплейный контроллер (ДК)

ДК Apple имел всего две экранных страницы, жестко фиксированных в адресном пространстве.
ДК Агат был многостраничным, любая из областей ОЗУ может быть использована в качестве памяти экрана.

* * *

Текстовые режимы у машин различались как по характеристикам так и по возможностям.

TextDouble Text
 Apple  b/w 40х24 (960 симв)  b/w 80х24 (1920 симв) * 
 АГАТ  col 32х32 (1024 симв) **  b/w 64х32 (2048 симв) 

* Монохромный Режим 80х24 появился только в Apple//e, в более ранних его не было. Цветных текстовых режимов у Apple не было вообще!

** Режим 32х32 у АГАТ отображал 16 ЦВЕТОВ для каждого символа.

Текстовые режимы Apple и АГАТ
  

* * *

Знакогенератор Apple][+ формально считается 256-ти значным, но атрибуты (мерцание и инверсия) задаются прямо в коде символа двумя старшими битами. Таким образом различных символов в разы меньше. ЗГ был устроен так, что не позволял нормально реализовать национальные шрифты, максимум заглавные буквы вместо прописных латинских, и без инверсии конечно (две нижние строки рисунка). В Apple//e мерцание упразднили, что позволило немного добавить знаков, и применили "костыль" с двумя прошивками, переключающимися джампером на плате. Но и это не позволяло выводить все и сразу, чем-то всегда приходилось жертвовать.

Знакогенераторы Apple и АГАТ
   

У АГАТа символ кодировался целым байтом, т.е. честные 256 знаков. Поэтому и возможности ЗГ несравнимо больше. Строчные/прописные буквы обоих алфавитов и псевдографика - на все хватило места. Кроме того, любой символ мог иметь свои атрибуты - цвет, инверсия, мерцание. Таким образом, по яблочной терминологии у Агата было 12288 знаков :)

* * *

Графика низкого разрешения у обеих машин была 16-ти цветной.

Lo-ResDouble Lo-Res
 Apple  40х48 (1920 pix)  80х48 (3820 pix) * 
 АГАТ  64х64 (4096 pix)  128х128 (16384 pix) 

* Режим 80х48 появился только в Apple//e, в более ранних его не было.

Apple:
    

АГАТ:
    

* * *

Графика высокого разрешения, по ней машины находились примерно наравне в сложности возможной картинки. Однако Агат серьёзно выигрывал в простоте того, что сейчас бы назвали "драйвером видеокарты". Ведь режимы Apple были программно очень неудобно реализованы, не круглое число точек в байте вызывало сложности в расчёте адреса бита точки в памяти в зависимости от экранных координат и ограничивало скорость вывода динамических изображений.

Графика АГАТ
      

У АГАТ это 256х256 (65536 пикс) монохромный, 256х256 цветной RGB, 512х256 монохромный.
У Apple это 280х192 (53760 пикс) для монохромного изображения, оно же раскрашенное в 6 цветов - 140х192*

Графика Apple
      

*Цветовое кодирование Apple весьма ограничено из-за ориентации на цветные телевизоры с декодером стандарта NTSC. Проще говоря - варианты возможных цветов точек определялись взаимным расположением, а также абсолютными координатами на экране!!! По сути раскрашенное в цвета изображение имело в двое меньшее разрешение по горизонтали и не позволяло детализацию с точностью до пикселя. Очень немногие программы для Apple нормально смотрелись на цветном мониторе, но программисты в основном к этому и не стремились, ведь подавляющее большинство машин комплектовалось одноцветным монитором, где любой цвет окрашивался зеленым. Это сейчас в эмуляторах специально существуют различные фильтры цветного изображения, на реальной же машине все выглядело мягко говоря "пёстро".
Кстати, не дайте себя я ввести в заблуждение тем, что у поздних Apple есть 16-ти цветный режим 560х192 -
это не так.

У АГАТа вообще не было никаких конфликтов экранных атрибутов. Любой точке изображения можно назначить любой доступный цвет. Кроме своих собственных режимов отображения он мог работать в режиме Apple, но с цифровой заливкой цветов, что сильно повышало качество картинки и можно было графику Apple комфортно смотреть в цвете.

Продолжение следует...

От автора статьи, вместо заключения.

После публикации первых черновиков этого текста, мне пришло несколько писем относительно того, что я умалчиваю о существовании для Apple2 плат расширяющих возможности машины.
Но я итак приводил характеристики не только 2+ (где например нет текста и графики двойной плотности), но и //e - что само по себе уже не честно по отношению к АГАТу.
Напомню что статья написана не для замера "достоинствами" а для объяснения что агат это не клон, а самостоятельный компьютер с гибкими возможностями.
Но Гибкость и изящность агата была во всем, в том числе доп платах - поэтому померятся как нарочно есть чем.

Например, для АГАТ существует официальная плата добавляющая к любому режиму палитру из 4096 цветов и программно сменный знакогенератор, что переводит его в совершенно другой класс возможностей.

См. также МУАРМ - музыкальные автоматизированные рабочие места на базе ПЭВМ "Агат".

* * *

Часть 3: про софт вообще и про совместимость с Apple в частности.

К 1982 году, для Apple было создано не мало различных программ, но нужны ли они были Агату? Сегмент которого - школьное образование в СССР.

Обучающие программы, написанные для американских школьников, могли пригодиться у нас только сатирикам. А количество игровых программ для школьного ПК роли не играет, это не ZX-Spectrum.
Поэтому разработчики Агата не тянули за собой (как современные PC) кучу особенностей, называемых "совместимостью". Они просто расширили эту машину, не оглядываясь назад. Во многом благодаря этому, Агат получился технически, архитектурно - с программной точки зрения - красив.
И главное, АГАТ это государственная программа, в которой были задействованы разные именитые учреждения и легендарные люди отечественной вычислительной отрасли. Поэтому он быстро обзаводился своим собственным, качественным софтом.
Почти сразу Агат был поддержан сторонними программистами и коллективами, в результате заимев очень обширный багаж ПО ориентированного на различные сферы применения, от бытовых до специализированных.

Но все гораздо интереснее, читаем дальше.....

В технических подробностях рассматривались характеристики Агата в его родном режиме "Агат". Он имеется у всех модификаций одноименных ЭВМ и является базовым, но не единственным.
При проектировании Агат-7 не было задачи обеспечить совместимость с Apple. Но разработчики предусмотрели опцию совместимости, в виде дополнительного модуля "121". Врут современные фельетонисты что это некий патч или акселератор дотягивающий возможности Агата до Apple, все наоборот. Агат этим способом уреазАл свои возможности до уровня Apple2. Такое переключение называлось режим "совместимости с эпл", становились недоступны всякие чисто Агатовкие ништячки, но зато возможна ключевая совместимость с яблоком. Это предназначалось для организации первых игровых залов на базе Агата, когда собственного игрового ПО почти не было.
В Агат-9 эту опцию добавили на материнскую плату, но она так и осталась только бонусом для запуска игрушек. Ведь отечественные программисты предпочитали использовать режим "Агат", характеристики которого были выше и предоставляли среду комфортнее чем мог предложить Apple.
Даже когда Агат вышел за пределы школьного сегмента, выяснилось что прикладной софт от Apple был совсем проигнорирован нашими пользователями. По функционалу отечественные аналоги были не хуже, а иногда лучше (например "Apple II Visicalc" и
"АГАТ СЧМ"), в оформлении же всегда были лучше (отсутствие у Apple цветного текста и детализированной графики сыграло роль). Ну и превосходили доступностью диалога на родном языке конечно.

В итоге - да, АГАТ может запускать софт от Apple (но не наоборот). Но не потому-что он копировал Apple, просто заложенная гибкость позволяла ему притворяться другой ЭВМ - это называется аппаратная эмуляция и является всего лишь дополнительной, и, как время показало, мало востребованной функцией.

Кстати, иногда приходится слышать что Агат в режиме "Apple" имеет не полную совместимость с оригиналом, или что недоступны крупные программы - все это домыслы. Но лучшим комментарием к этому будет статья "Об агатовских игрушках вообще", где целая глава посвящена использованию софта от семейства Apple на примере игр, хотя всё в ней сказанное справедливо и для неигрового софта.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *