Передовица » Hardware » Манипуляторы » Пульты/джойстики

Пульты/джойстики

Как известно, классический джойстик в 80-е выглядел как "палка" для направлений и две кнопки "действие".

Конструкция кнопок "действие" реализовалась по принципу ВКЛ/ВЫКЛ.
Если порт джойстика умел обслуживать только одну кнопку, то обе включались параллельно. Если порт джойстика умел обслуживать две кнопки, то у каждой было свое собственное назначение, и разумеется софт их различал.

Конструкция рычага направления могла быть дискретной и аналоговой.

Дискретный. По сути 4 кнопки для направлений, т.е. куда наклонил, та и сработала. ВКЛ/ВЫКЛ. Самый простой и распространенный тип. Прим. Kempston для ZX.

Аналоговый. На горизонтальной и вертикальной осях установлено по переменному резистору, каждый отклоняется на какой-то угол при наклоне ручки. Т.е. софт может определять как сам факт наклона, так и уровень наклона. Прим. GamePort для IBM PC.

Игровой порт у АГАТа аналогового типа, с двумя независимыми кнопками "действие". Достался в наследство, и по функционалу полностью повторяет аналогичный у Apple//. Т.е. взаимное размещение регуляторов и кнопок совпадают 1 в 1.

* * *

Штатные пульты

В комплекте с АГАТом поставлялись игровые пульты, похожие устройства поставлялись и с Apple 2.

В различных документациях всегда указывался децимальный номер пультов - Фг3.057.017. Однако, электрические схемы разных лет производства несколько отличались.

Схема манипуляторов.

Версия 1 (родные для Агат-7):
R1=1кОм
R2=150кОм (СП3-30а ИР8910 150кмв 0,125вт 9)
R3=4.7кОм(иногда 5.1кОм, схема цифровая и точность аналоговых компонент большого значения не имеет).

Версия 2 (родные для Агат-9):
R1=510 Ом. Отсутствует R3, смысл тут такой: кнопки в пультах при нажатии выдают высокий уровень (и в семерке и в девятке). Но для поддержания низкого уровня, когда кнопки отпущены, нужна подтяжка резистором на массу. У семерки это реализовано резистором R3 в самих пультах, у девятки он перенесен на генплату. Таким образом Версия2 не будет работать с семёркой (получится, что кнопка всё время нажата). А Версия1 будет работать везде (дублирование резистора в пульте существенного значения не имеет).
В свое время это даже породило небылицу что кнопки у АГАТ-7 при нажатии меняют логическую 1 на 0, в то время как у АГАТ-9 наоборот. Нам показалось это странным, так как при сравнении схем обоих машин выяснилось - контакты разъема совпадают, и сигналы приходят на одни и те же входы мультиплексора. Проверено, поведение как на семерке так и на девятке полностью одинаковое! При нажатии кнопок, 0 меняется на 1 и наоборот. При отключенных пультах, на семерке отображает 1 255 и 1 255. На девятке 0 255 и 0 255.

R1 - Похоже рудимент, оставшийся от времен использования на ранних агатах микросхем серии 155. Как известно, сериям 555 и 1533 для лог. "1" можно подавать на вход напрямую напряжение питания. Для серии 155 это недопустимо, только через резистор. Но у всех серийных Агатов (после 85 года точно), кнопки подключаются ко входам К555КП15. Резистор R1 там не нужен. Но его могли ставить как меру предосторожности, чтобы при неправильном монтаже или замыкании в разъеме не посадить +5 В на землю.

Возможно подключение Apple пультов или аналогового Apple джойстика к агату и наоборот только поменяв разъем. По схеме заводских пультов Apple видно что они выполняет точно такую же функцию. Присутствует подтяжка кнопок к массе (резистор 510 Ом), ведь на материнской плате у Apple резисторов нет. Резистор, который у агатов R1 - отсутствует совсем - оно и понятно. Переменные резисторы ручек так же 150кОм но подключены по упрошенному варианту - задействованы только 2 контакта, т.е. нет защиты, как у Агата, от плохого контакта на резистивном слое. Вероятно были очень качественные комплектующие.

Варианты подключения IBM PC совместимого джойстика к Apple подходят и для Агата.

* * *

Варианты подключения дискретных джойстиков

Во многие игры предпочтительней было играть джойстиком а не пультами, но наша промышленность, в основном, производила джои с расчетом на дискретный тип. Поэтому многие пользователи, подключали на АГАТовский порт дискретный джой. Вокруг кнопок лепится какая-то схема, которая так или иначе изображает из кнопок переменный резистор, зафиксированный в каких-то положениях. Понятно что для софта где важна точная координата ручки, такой вариант не подойдет, но для обычных достаточно.

Ниже приведена схема, найденная на Агатовском диске. Не исключено, что вполне рабочая. Если у вас есть возможность проверить её на Агат-7 или Агат-9 - пишите нам.

* * *

Документация от периферии и устройств сторонних производителей, а так же фирменные брошюры к софту (напр. Маркис, Диалект, Fantavision) - распределены по предметным страничкам и находятся в тематических разделах.

ЮСН джойстик

Цитата из рекламы:
Как известно, игровые пульты - это не что иное, как джойстик класса APPLE, только разделенный пополам. Однако играть с помощью только одних пультов не всегда удобно. Джойстики, прелагаемые предприятием 'ЮСН', работают только совместно с игровыми пультами, что дает возможность играть как тем, так и другим без каких-либо переключений. Кроме того, джойстики других фирм, адаптированные для ПЭВМ 'АГАТ', на некоторых ПЭВМ не сохраняют нейтральное положение. Наше техническое решение позволяет подобрать устойсивое нейтральное положение для любой ПЭВМ 'АГАТ-9' вращением ручек пультов, что доступно каждому.

Пока не ясно, будет ли работать такой джой с Агат-7.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *