Сайт посвящен ПЭВМ АГАТ: Передовица » Макулатура » Первое сентября » N 1 1996

N 1 1996

Опубликовано в приложении "Информатика" к газете "Первое сентября" N 1 январь 1996

Обучение на компьютере Агат-9 и игровой приставке "Денди"

Т.Г. САМАРЦЕВА

Персональные компьютеры уже достаточно прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Но, к сожалению, очень часто в школе компьютер используется только на уроках информатики для обучения программированию, а дома - лишь для того, чтобы поиграть в компьютерные игры. Покажем на примере компьютера Агат (не касаясь его возможностей как деловой машины), что сфера использования компьютера может быть гораздо шире.

Агат-9 - это 8-разрядный компьютер. Но не думайте, что это что-то реликтовое и неповоротливое, он может многое и при этом выгодно отличается от других компьютеров сравнительно небольшой ценой. Чтобы продемонстрировать возможности его применения в сфере обучения, приведем список предметов, по которым уже существует программное обеспечение:

- русский язык (1, 5, 6, 7-й кл.);
- математика (5, 6-й кл.);
- алгебра, геометрия (7,8,9,10,11-й кл.);
- физика (7, 8, 9, 10,11-й кл.);
- химия (8,9,10, 11-й кл.);
- история (8, 9-й кл.);
- английский язык  (5, 9, 10-й кл.);
- информатика.

Данное программное обеспечение создавалось в НИИМП "ЮСН" в течении ряда лет опытными программистами и методистами в соответствии с существующими школьными программами. Теперь Агат-9 сможет помочь и учителю, сняв с него часть нагрузки, и ученику, дав ему возможность заниматься дома дополнительно. Ведь не секрет, что сегодня ребятам часто интереснее работать с компьютером, чем сидеть за учебником или даже слушать учителя. В результате интерес к компьютеру побуждает их изучать (причем самостоятельно) школьные предметы.

Предлагаемое программное обеспечение позволяет не только закреплять пройденный материал, но и проводить проверку знаний - своеобразный экзамен, на котором компьютер сам будет ставить оценку.

Вне зависимости от изучаемых предметов и используемых программ обмен информацией между компьютером и учеником осуществляется двумя способами. Первый способ представляет собой выбор правильного ответа из нескольких возможных вариантов ("выбор из меню"). В случае использования второго способа ответ (буква, слово, число) вводится учеником с клавиатуры. Рассмотрим работу с компьютером при помощи "выбор из меню".

Русский язык. Тема "Антонимы". В файл хранятся пары слов, образующих как бы два столбца (первый из них можно озаглавить "Слова", а второй - "Антонимы"):

слова       антонимы  

 смех         плач
 верх         низ
 ...          ...
 война        мир
 работа       отдых
 восход       закат

Перед началом опроса все пары перемешиваются, и слова из первого столбца выбираются случайным образом. Затем на экран выдается первое слово из пары, например "смех". А соответствующий ему антоним нужно подобрать из слов-антонимов, взятых из второго столбца:

слова       антонимы  

 смех         отдых
              плач  <-
        
              ...
              закат
              низ

Выбор нужного антонима осуществляется клавишами-стрелочками и подтверждается клавишей ВВОД. Если выбор верен, то на экране появляется надпись "ПРАВИЛЬНО!", если нет, то ученику даются еще две попытки (но с каждой попыткой цена правильного ответа падает). Затем на экран выдаются следующее слово и другая группа антонимов, и описанная процедура повторяется.

Число задаваемых вопросов определяется учителем по своему усмотрению перед началом опроса и зависит от цели занятия. Если нужно протестировать знания учащихся, то можно ограничиться пятью-семью вопросами (по умолчанию компьютер задает 5 вопросов). Если же нужно закрепить полученные знания, то число вопросов может возрастать до десяти - пятнадцати.

Аналогично этому файлу организованы файлы по другим предметам. При этом в каждом из столбцов может содержаться как одно, так и несколько слов, чисел или предложений. Например, возможны следующие пары столбцов:

Русский язык
       Омонимы
 лук      растение, оружие
 соль     приправа, нота

       Пословицы
Не стыдно не знать - стыдно не учиться.
Лоб что лопата - а ума небогато.
Математика
   Среднее арифметическое
30, 42          36
36.4, 38.8      37.6

Соответствие между обыкновенными
      и десятичными дробями
1/4     0.25
1/50    0.02 
Алгебра
       Тригонометрия
2 * sin 15o * cos 15o     1/2
sin 135o - sin 45o        0
Физика
тела, сохраняющие форму, объем    твердые тела
текучие вещества                  жидкости 
Английский язык
please    пожалуйста
juice     сок

My brothers are pupils.
            Мои братья - ученики
Would you like tea or coffee?
            Вы хотите чаю или кофе?   
История
Куликовская битва     1380 г.
Ледовое побоище       5 апреля 1242 г.
Информатика
1 Кбайт    1024 байта
Принтер    печатающее устройство

По любому из предметов при помощи таких обучающих программ опрос можно производить двумя способами. Поясним это на примере. Пусть в файле записаны исторические события и их даты. Опрос можно вести как по событиям, так и по датам. Если главным будут события, то для каждого из них необходимо будет выбрать из меню соответствующую ему дату; и наоборот.

Естественно, что в обучающих программах могут использоваться не только два, но и три и более столбцов слов (предложений, дат и т.п.). Например, три формы глагола в английском языке:

неопределенная | вторая  |  третья
    форма      | форма   |  форма
   глагола     | глагола |  глагола 
               |         |
   to do       |  did    |  done
   to take     |  took   |  taken

Требуется подобрать вторую и третью формы к каждому из предложенных глаголов. Опрос можно начинать и со второй формы глагола и с третьей.

Приведем пример более длинной цепочки, содержащей факты биографии русских писателей:

 автор         | годы жизни |   место  |   известное        | место ссылки
               |            | рождения | произведение       |
               |            |          |                    |
А.С. Пушкин    |  1799-1837 |  Москва  | "Руслан и Людмила" | Михайловское
М.Ю. Лермонтов |  1814-1841 |  Москва  |    "Мцыри"         |   Кавказ

Самая длинная связка понятий имеет 9 звеньев. Приведем пример такой цепочки из области химии:

вещество | химическая | характерные |    продукт     |  формула   |  название  |  формула |  окраска   | окислительно
         |  формула   |   свойства  | взаимодействия | гидроксида | гидроксида |  солей   | растворов  | восстановительные 
         |            |             |   с соляной    |            | солей      |          |            | свойства      
         |            |             |    кислотой    |            |            |          |            |
         |            |             |                |            |            |          |            |
оксид    |    Cr2O3   | амфорный    |  CrCl3         |   Cr(OH)3  |гидроксид   | Cr2(SO4)3 | зелено-    | и восстановитель,  
хрома    |            | оксид       |                |            |   хрома    |и NaCr2O7 | фиолетовый | и окислитель
(III)    |            |             |                |            |   (III)    |          |            | 
 

Благодаря близкому родству ПЭВМ Агат-9 и игровой приставки "Денди" эти обучающие программы могут быть перенесены на картриджи. Агат-9 доступен далеко не каждой семье, а игровая приставка имеется чуть ли не в каждом доме. Но до последнего времени для неё выпускались только картриджи с игровыми программами.

Сейчас программисты фирмы НИМП "ЮСН" начали выпуск картриджей для 8-разрядной игровой приставки "Денди" с обучающими программами по школьным предметам. В настоящее время готов картиридж с системой программирования Бейсик работающий с клавиатурой от IBM PC AT, который может быть использован для занятий по информатике при освоении основ программирования.

Если предложенная методика обучения при помощи ПЭВМ Агат-9 и игровой приставки "Денди" заинтересовал вас, или у вас появились вопросы, звоните а НИМП "ЮСН" по телефону 267-32-47.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *