Передовица » Макулатура » ИиО » Рыба или рак ?

Рыба или рак ? (N6/1987)

Обзор программно-методического комплекса (т.е. набора программ и методик их использования на уроках), разработанного НИИ ШОТСО АПН СССР. Не всё ещё в мире идеально.

А.Иглицкий, Е.Крылова, В.Луцкий, М.Петров. Группа сайта просит вас связаться с нами! (ЗАЧЕМ ЭТО?)

«Видно, что повар руководствовался
более каким-то вдохновением и клал
первое, что попадалось под руку... было
бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».
Н.В. Гоголь

В N 2 журнала «Информатика и образование» за 1986 г. была опубликована программа специального 36-часового курса подготовки руководящих и педагогических кадров народного образования по ОИВТ и сообщалось: «Разработка программных средств для этого и методических рекомендаций по их применению (для персональных ЭВМ «Агат», «Ямаха», ДВК-2М и др.)... завершится к концу года», «активное обучение слушателей по данному курсу начнется со II квартала 1987 г.». В частности, разработкой программно-методического комплекса для «Агата» занимался НИИ ШОТСО АПН СССР.

Каковы же результаты этой работы?

«Сбор грибов» - так можно охарактеризовать деятельность работников лаборатории ИВТ НИИ ШОТСО*. Программное обеспечение к «Агату» беспрецедентно по своей бедности, и программная часть так называемого программно-методического комплекса представляет собой просто механическое собрание разнородных программ, и без того имеющихся практически у всех пользователей (и даже частично ими созданных - о качестве этих программ говорить не приходится).

* На момент написания настоящей статьи собранный НИИ ШОТСО «урожай» занимает 6 дисков: а) игры; б) текстовый редактор; в) программы для специальных целей (копирование и т. п.); г) комплекс программ Павлодарского педагогического института (ничего особенного, но сделан грамотно, что для НИИ ШОТСО пока недостижимо); д) обучающие программы по Бейсику Московского радиоаппаратостроительного техникума; е) десятка полтора демонстрационно-иллюстративных программ.

Создавшееся положение с программным обеспечением ПЭВМ «Агат» (а также других типов ЭВМ, установленных в школах) вообще ненормально и дискредитирует саму идею использования ЭВМ в школе. Оно вызвано изначальным отсутствием единой школьной ЭВМ, а также отсутствием стратегической линии в разработке соответствующего программного обеспечения.

По поводу предложенной НИИ ШОТСО методики проведения курса и его программной поддержки можно заметить следующее:

1. Тематическое планирование, предложенное НИИ ШОТСО, отличается от опубликованного в N 2 журнала «Информатика и образование» за 1986 г. (вместо 6 ч лекций - 11, общее количество часов сокращено до 34).

2. Предложенные программы реализованы в различных операционных системах: ДОС 3.3 и ППП «Школьница». Кроме того, система подготовки текстов «Агат-автор» и система численного моделирования являются полностью автономными. Таким образом, имеются 4 попарно несовместимые возможности использования ПЭВМ «Агат», что дезориентирует даже подготовленного пользователя.

3. В предложенный комплекс в соответствии с разделами тематического планирования помимо систем «Агат-автор» (разделы 3, 4) и СЧМ (раздел 5) вошли программы:

  раздел I -
  Теннис (игра, ДОС 3.3);
  Дорога (игра, ДОС 3.3);
  Шашки (игра, ДОС 3.3);
  Шахматы (игра, ДОС 3.3);
  Кубик Рубика (игра. ДОС 3.3);
  Отелло (игра, ДОС 3.3);
  Anakonda (игра, ДОС 3.3);

  раздел 2 -
  Дежурик (исполнитель, «Школьница»);
  Муравей (исполнитель, «Школьница»);
  Шлюзик (исполнитель, «Школьница»);
  KLAWI (тренажер, ДОС 3.3);

  раздел 6 -
  АИСТ (архивно-информационная система, «Школьница»);

  раздел 7 -
  MEDIC (медицинский тест, ДОС 3.3);

  раздел 8 -
  Лучи и спираль (демонстрационная программа, ДОС 3.3);
  GR256 (графический редактор, ДОС 3.3);
  DEM (графический редактор, ДОС 3.3);
  NEWGR (графический редактор, ДОС 3.3);
  GREDIT (графический редактор, ДОС 3.3);

  раздел 9 -
  TEXT (ППС - педагогическое программное средство, ДОС 3.3);
  Химия (ППС, «Школьница»);
  Химлаб (ППС, «Школьница»);
  Русский язык (ППС, «Школьница»);
  Сернокислот (1 - 6) (ППС, «Школьница»);
  Геометрия (1 - 3) (ППС, «Школьница»);
  MULTA (ППС, ДОС 3.3)**
  WORDS (тренажер, ДОС 3.3).

** Не путать с программой-мультипликатором Ветютнева.

4. Программа спецкурса (по своему замыслу) призвана:

обеспечить знакомство руководящих и педагогических работников страны с основами информатики;

показать пути использования ИВТ на уроке, во внеклассной и внешкольной работе, в управлении учреждениями системы просвещения.

Представленный программно-методический комплекс, названный «Информатика-87», был апробирован на курсах для учителей одной из школ Москвы летом 1987 г.

О соответствии представленного набора программ целям и задачам каждого из разделов спецкурса можно сказать следующее.

Раздел 1. Знакомство с ПЭВМ «Агат». Для поддержки этого раздела предложены компьютерные игры.

Педагогическая ценность игр вообще сомнительна. Вопреки распространенному мнению, они отнюдь не помогают устранить психологический барьер в общении неподготовленного взрослого человека с компьютером. Что касается данных игр, то они либо слишком примитивны (Теннис, Дорога, Anakonda), либо, напротив, чересчур интеллектуальны (Шашки, Шахматы, Отелло, Кубик Рубика) и превращаются в самоцель, не имеющую отношения к компьютерной грамотности. Кроме того, качество игр самостоятельной разработки (кроме последних четырех, адаптированных с «Apple») оставляет желать лучшего.

Раздел 2. Исполнители. Примеры исполнителей. Системы команд исполнителей. Он изучается вместе с предыдущим в ходе первого занятия. Предложенное программное обеспечение предполагает загрузку всех машин (которые полностью автономны и не объединены в сеть) сначала ДОСом, потом «Школьницей», что представляет слишком большую сложность для неподготовленного пользователя. Сами же модели исполнителей достаточно адекватно воплощают идею формального выполнения команд в диалоговом режиме. Однако следует отметить, что уровень этих моделей и мотивация пользователя соответствует примерно развитию первоклассника, для которого программы и были написаны. У взрослых пользователей данные исполнители вызывают лишь легкое умиление, которое сменяется недоумением. Что же касается клавиатурного тренажера KLAWI, то он, естественно, не является моделью исполнителя и более уместен при первичном знакомстве с ЭВМ, в разделе 1. Правда, эта программа скучновата, лучше было бы для первичного знакомства использовать программу WORDS.

Разделы 3-4. Обработка текстов. Данные разделы предполагают работу с системой «Агат-автор» (адаптированная Apple Writer). Он является вполне завершенным текстовым редактором, который может быть использован даже в профессиональной редакционно-издательской деятельности. Однако именно в силу профессиональной ориентации он не совсем удобен для обучения, хотя, по мысли авторов комплекса, предназначен «... для составителя текстов, имеющего средний любительский навык работы на пишущей машинке». Опрос учителей, занимавшихся на курсах, показал, что такой навык скорее исключение, чем правило. Кроме того, работа с этим текстовым редактором (ввиду некоторых неудобств, присущих «Агату») уже предполагает определенный уровень «компьютерного» мышления, т. е. той самой компьютерной грамотности, которую еще надлежит сформировать.

Раздел 5. Электронные таблицы. Система численного моделирования (СЧМ) является точной копией системы VisiCalc; к ней с небольшими изменениями относится все сказанное о системе «Агат-автор». Хочется оспорить утверждение составителей комплекса о том, что «...работа с данной программой не требует никаких навыков программирования»,- работа с СЧМ представляет собой именно программирование на языке макрокоманд данной системы.

Раздел 6. Информационные системы. Здесь предполагается работа с архивно-информационной системой «АИСТ». Как показала практика, она вполне удовлетворяет целям курса, но ее использование сильно усложняет уже упомянутый разнобой в средствах программирования.

Раздел 7. Здравоохранение. Программа MEDIC - диалоговая программа опроса состояния здоровья - вызвала живой интерес слушателей, что наводит на мысль о большой целесообразности использования ее в первом разделе для снятия пресловутого «барьера». Всё же признать эту программу полноценным программным продуктом мешает отсутствие сопровождающей документации и расшифровки диалога на экране. Разумеется, только врач достаточно компетентен для оценки адекватности результатов диалога пациента с компьютером, но результаты опроса слушателей при помощи данной программы оказались чересчур неожиданными для большинства опрошенных; это вызывает сомнения в правильности разработки сценария. Кроме того, одной программы MEDIC явно недостаточно для работы по разделу 6 в соответствии с планированием (2 ч).

Раздел 8. Основные понятия программирования. Команды ветвления и повторения. Машинная графика. Для преподавания раздела 8 предлагается текст лекции, в основном повторяющий концепцию изложения соответствующего материала в пробном учебном пособии по ОИВТ для IX класса. Уже не говоря о том, что само это пособие вызывает много нареканий методического характера, оно рассчитано на школьников, а спецкурс рассчитан на взрослых людей, которых, очевидно, надо учить иначе. В частности, так как на «Агате» не реализован язык Лого, обучение машинной графике в этом изложении оказывается лишено программной поддержки. Далее, кодирование алгоритма, разработанного в алгоритмической нотации, на производственном языке программирования, в частности на Бейсике, представляет собой особую методическую проблему. В предложенном теоретическом материале она совершенно не проработана.

Предлагаемый методический прием изучения конструкций Бейсика путем редактирования готовой программы в силу специфики ПЭВМ «Агат» оказывается труднореализуемым, так как для сознательного редактирования программ на «Агате» требуется умение работать с буфером входной строки. Возможно, на данном типе ПЭВМ лучше предложить слушателям написание маленьких собственных программ с их последующей модификацией, а также разбор готовых текстов чужих программ, но без редактирования и модификации.

Для обучения созданию графических образов на экране компьютера предлагается четыре (!) практически однотипных, отличающихся только степенью разрешения и количеством цветов, графических редактора***. Самый удачный из них, NEWGR, требует предварительных загрузки другого редактора и объявления графической страницы. Он не представляет собой законченного продукта и абсолютно не документирован (так как автор писал эту программу не для обучения и не планировал ее сопровождения другим пользователем), не позволяет программировать получение изображений и предполагает рисование «вручную», а действия, связанные с сохранением и последующим использованием графической информации, требуют достаточно хорошего знания архитектуры ПЭВМ «Агат». Фактически графические редакторы, представленные в этом разделе. являются неплохими примерами исполнителей и были бы более уместны в разделе 2.

*** Внимание! Программа GREDIT содержит ошибку: при попытке записи изображения на магнитную ленту диск затирается!

Таким образом, раздел 8, являясь одним из самых важных в курсе, оказался наименее подготовленным как теоретически, так и практически.

Раздел 9. Учебный процесс. Этот раздел должен являться логическим завершением всего обучения на курсах, создать необходимые предпосылки для осознанного использования учителями ЭВМ в учебном процессе и решении задач управления на уровне школы.

Предложенная по данному разделу лекция фактически является конспективным изложением статьи И. Роберт «Какой должна быть обучающая программа?», опубликованной в «Информатике и образовании» N 2 за 1986 г. и предназначенной для разработчиков сценариев ППС, а не для формирования общего представления о многообразных возможностях использования ЭВМ в средней школе. В результате чтения этой лекции не был снят главный вопрос учителей: «для чего же нужен компьютер в школе?»

Программная поддержка этого раздела недостаточна как по объему, так и по заложенным в ней педагогическим и дидактическим идеям. Практически все предложенные ППС имеют те или иные существенные недоработки по сценарию (исходя из вышеупомянутой статьи И. Роберт) и реализации; в значительной мере это относится к программам MULTA и Геометрия. Вызывает большие сомнения педагогическая целесообразность использования на завершающем этапе обучения программы TEXT, так как она не имеет разумного применения и, следовательно, здесь даже вредна. Однако эта же программа была бы полезна при изучении раздела 1. Программы, входящие в ППП «Школьница», более удачны как по сценарию, так и по разработке, но не всегда защищены от случайных действий пользователя, что приводит к сбоям, а повторный их запуск требует знания операционной среды (следует отметить, что «Школьница», в отличие от Бейсика, вообще крайне плохо переносит «нештатные» ситуации).

Результаты проведенных курсов позволяют сделать следующие выводы:

в обучении учителей достигнута только первая из перечисленных педагогических целей, т. е. первичное ознакомление с ЭВМ; психологический барьер в отношениях учителей с компьютером снят;

ни один из учителей не вынес целостного представления о реальном практическом применении ЭВТ в школе;

частичный успех курсов обусловлен наличием отдельных удачных программ;

в целом предложенный программно-методический комплекс «Информатика-87» не соответствует педагогическим целям программы специального 36-часового курса подготовки руководящих и педагогических кадров народного образования по ОИВТ и малопригоден для дальнейшего использования.

Авторами данной статьи на основании проведенных ими курсов для учителей был написан и сдан в НИИ ШОТСО отзыв об этом комплексе (в него вошли практически все вышеприведенные замечания). Однако, ссылаясь на несоблюдение формы (которое действительно имело место, хотя и не по вине авторов), НИИ ШОТСО игнорировал нежелательную для него оценку.

В заключение, возвращаясь к заголовку статьи, авторы хотят со всей решительностью заявить, что даже на безрыбье рак не должен считаться рыбой. Существует реальная опасность того, что другие коллективы институтов АПН СССР могут при разработке программно-методических комплексов пойти таким же путем, но это снова приведет к плачевному результату. А пострадают от этого не «повара», которые готовят такое странное блюдо, а те, кому придется его есть. Лозунг «Информатика - любой ценой» уже достаточно себя скомпрометировал, и вопрос о качественном программном обеспечении должен быть решен безотлагательно.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *