≡ Передовица » Макулатура » ИиО » Путник на РАПИРЕ
Путник на РАПИРЕ (N4/1991)
"Путник" - исполнитель, вроде "Машиниста" и "Дежурика". Деталей реализации в статье не приведено, но если быть точным, исполнители писались не на РАПИРЕ, а на Робике - это специальный режим и диалект РАПИРЫ, предназначенный для написания программ такого класса. В этом режиме к таблице ключевых слов интерпретатора добавлялись команды исполнителя и он становился как бы частью транслятора (т.е. каждому ключевому слову сопоставлялась процедура исполнителя). Ученик давал команды исполнителю в обычном диалоге транслятора на русском языке, исполнитель отрисовывал в специальном окне результаты исполнения команды (либо для диалога отводилось окно, а всё остальное пространство экрана отдавалось исполнителю). Для исполнителя можно было подготовить программу - т.е. последовательность команд - таким образом детям объясняли сущность слова "программа".
Л.Куст. Группа сайта просит вас связаться с нами! (ЗАЧЕМ ЭТО?) В последнее время признано целесообразным использование в процессе обучения различных программ-исполнителей, таких, как "Путник" Кушнеренко. Учитывая существующие трудности в приобретении программного обеспечения для ПЭВМ "Агат", предлагаю читателям свою программу-исполнитель, близкую к "Путнику", но реализованную на Рапире. В ней не много команд. Исполнитель умеет поворачиваться: на_юг(); на_север(); на_восток(); на_запад(); налево(); направо(); двигаться: вперед(); проверять направление (сокращённо напр): напр=север и т.д.; проверять: впереди=свободно (аналогично - справа, слева) или впереди=занято (слева, справа); сравнивать числа (имена, напр., слева, справа, впереди, имеют численные значения). Исполнитель имеет счётчик (сокращенно СЧ). Можно добавить_в(СЧ, число); умножить(СЧ, на, число); например, добавить_в(СЧ,1). Счётчики могут размножаться командой: присвоить(СЧ, имя); например присвоить(СЧ, СЧ1). После этой команды у исполнителя будут два счётчика: СЧ и СЧ1. Отображается на экране только состояние главного счётчика с именем СЧ. Для этого применяется команда ИНФ(). Наконец, по команде запомнить(информацию) исполнитель запишет её без права доступа. Эта информация выводится на экран совместно с состоянием СЧ. Исполнитель умеет выполнять цикл ПОКА, ветвления, выбор. С точки зрения пользователя, работа с исполнителем проста. Пользователь набирает команду-задание() и попадает в меню, в котором он может взять стандартную схему или отказаться от выбора. Обычно этим меню и ограничиваются учащиеся. Для учителя важнее следующее меню, позволяющее подготавливать для учащихся индивидуальные задания, видоизменяя стандартные. Ниже приводятся программы для типичных заданий. Это змейка - для выхода из лабиринта (карта 3), для подсчёта числа препятствий (карта 1); периметр - для подсчёта периметра препятствий (карта 2). Представление о задании можно получить, проглядев процедуру карты (хотя на экране поле изображается сплошными квадратами). Как видим, учащийся может составлять довольно сложные задания для "Путника", знакомясь постепенно с приёмами программирования, т.е. циклами, ветвлением, выбором, следованием. Процедуры, образующие программу-исполнитель, не нуждаются в подробном описании. Главная процедура - задание. Далее идёт описание процедур, образующих основные команды исполнителя. Процедуры, карты и схема рисуют поле. Наконец, процедура "робот" знакомит со словарём "Путника"; процедура "защитить" защищает имена, используемые в программе-исполнителе от воздействия учащегося. Процедура "отменить" снимает защиту с имён. Считаю, что публикация этого материала будет способствовать популяризации языка Рапира, наиболее подходящего для начального обучения как учащихся, так и учителей. Для желающих скопировать программу сообщаю свой адрес: 225210, Брестская обл., г. Берёза, ул. Ленина, 28. Куст Л.В. * * ** * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * |