Передовица » Макулатура » ИиО » Научно-методический центр АГАТ

Научно-методический центр АГАТ (N2/1992)

На обложках этого номера журнала - цветные иллюстрации к статье
  

Шесть лет назад началось массовое внедрение компьютеров в школу. Кому-то повезло больше, и школы получили импортные ЭВМ, кому-то меньше - у них ЭВМ отечественные. Сейчас мы наблюдаем два процесса: «старение» школьных компьютеров и попытки ввести стандарт, общепризнанный в стране и за рубежом. Первый процесс неумолимо ставит перед администрацией вопрос о недалекой (уже через три-четыре года!) необходимости начать обновление парка школьных ЭВМ. Второй приводит прогрессивно мыслящих учителей к необходимости искать возможность приобрести современные ПЭВМ, совместимые с компьютерами фирмы IBM. В некоторых регионах это делают централизованно и широкомасштабно (например, в Москве, см: ИНФО 1991, N 5). Другие, не имеющие соответствующих средств для закупки IBM PC, стремятся разными путями получить в школу хотя бы одну такую машину. И этих примеров становится все больше.

Рассмотрение всей совокупности вопросов, связанных с настоящим периодом, проведем на примере московской СШ N 231, на базе которой создан научно-методический центр «Агат» (НМЦ «Агат»). В статье предлагается вариант общей стратегии использования ЭВМ в школе в этот переходный период, выработанный и апробированный сотрудниками центра. Для обоснования реальности предлагаемой стратегии - немного из истории компьютеризации нашей школы.

Первые школьные ЭВМ «Агат-7» мы получили в порядке централизованных поставок в 1988 г. Сразу поставили перед собой задачу-максимум - превратить школу в экспериментальную площадку новых информационных технологий образования. Через год еще получили комплекты «Агат-7», «Агат-9» и два «Amstrad», совместимых с IBM PC/XT. За это время сформировался коллектив молодых учителей информатики, математики, физики, объединившихся в НМЦ «Агат». Все учителя нашего творческого коллектива помимо занятий с детьми на уроках, в кружках и на факультативах много работают над созданием нового программного и аппаратного обеспечения для школьных ЭВМ. Среди работ, которые мы выполнили самостоятельно или в сотрудничестве с другими авторами, можно назвать описанные в «ИНФО» пакеты программ для «Агата-7» и «Агата-9»:

редактор национальных текстов Диалект;

графический редактор МаркиС с мышью;

Информатика-90;

джойстик для «Агата-7, 9» и пакет игр для него;

Раскрашка для начальной школы и детсадов и др.

Научный центр программных средств обучения (НЦПСО) финансировал многие из вышеназванных разработок. С осени 1991 г. наша школа является базовой школой НЦПСО в «Московском проекте» информатизации образования (см.: ИНФО. 1991 N 5), в ней установлены два комплекта IBM PC/AT. Вполне резонно встал вопрос об использовании еще не выработавших свой ресурс «Агатов». Что же мы предлагаем? Как выглядит наша схема экспансии новых информационных технологий в общеобразовательные предметы средней школы?

Если компьютеров в школе мало, они, несомненно, остаются в КВТ. Но здесь - непременное условие: все «Агаты» объединяются в локальную сеть (разработка НЦПСО - НИИ BK, серебряная медаль ВДНХ). Учительский «Агат» соединяется через последовательный порт RS-232 по протоколу Kermit-69 с одной IBM PC XT/AT, которая используется в трех назначениях. Во-первых, хранение данных и программ с «Агата», во-вторых, возможно использование «Агата» для подготовки данных (текстов, рисунков и т. д.) с последующей их обработкой на IBM - ведь весь класс за одну PC не посадишь! (Возможно и обратное - например, готовые рисунки с IBM использовать для разработки программ на «Агате». Графика здесь, конечно, беднее, но качество рисунков остается вполне высоким, что доказал опыт их использования в наших последних программах для «Агата» (см. слайды на обложке). В-третьих, наконец сам учитель и наиболее способные дети будут иметь хорошую возможность подготовиться к будущей работе на IBM-совместимой технике. Уверены, что рано или поздно компьютеры такого уровня будут во всех школах.

Если школа уже приобрела комплект PC XT/AT, оставлять в КВТ «Агаты» нецелесообразно. Мы предлагаем переместить их в кабинеты математики, физики, черчения, в группы продленного дня. Конечно, это потребует дополнительных усилий по организации электроснабжения, охраны, разработке программного обеспечения и переподготовке школьных учителей-предметников. Как решить эти непростые задачи? В классе устанавливаются 4-6 компьютеров. Один на учительском месте, подключен к большому демонстрационному монитору-телевизору, расположенному в центре над классной доской. Телевизор должен работать в режиме приема телепередач, и в режиме монитора (в идеале с видеомагнитофоном). Учительский компьютер по локальной сети связан с 4-5 ученическими ЭВМ, компактно расположенными в особой зоне класса у задней стены (рис. 1).

Класс дополнительно оборудуется одним кондиционером, установленным в окне, ближайшем к ученическим компьютерам в дальней части класса. Большее количество кондиционеров нецелесообразно, так как их мощность на охлаждение превысит мощность выделяемого компьютерами и другими источниками тепла. Эти кабинеты желательно отремонтировать, создав новый интерьер, что важно для психологической подготовки учителей и учащихся к новому стилю работы. Варианты могут быть самые разные, все зависит от возможностей школы и ее спонсоров. Компьютеризированные кабинеты необходимо оборудовать пожарной и охранной сигнализацией, а для уменьшения расходов на этот вид работы имеет смысл планировать переоснащение сразу всего школьного этажа с общим контуром сигнализации (в перспективе и других этажей школы). Стандартного количества «Агатов» из КУВТ хватит только для трех кабинетов, оборудуемых по этой схеме, но переоборудование целиком этажа оправданно, так как неуклонное пополнение школьного парка ЭВМ - а priory доказанная тенденция в народном образовании.

Что полезного принесет школе переоборудование кабинетов? Перечислим определенный круг задач с указанием конкретных программных средств, уже готовых или разрабатывающихся для «Агата».

1. Контроль знаний. Спорить о том, может ли компьютер заменить учителя, мы не будем. Но простейший вариант контроля - по карточкам с выбором ответа из готового перечня - реализован в экзаменаторах Простачок и Агат-Экзаменатор учителями из г. Чебоксар. В любом случае краткий письменный опрос в начале урока для 5-6 учеников проводят многие учителя. И для них не будет психологически трудным перейти на компьютерную форму опроса, тем более что проверку ответов производит сама программа по схеме, определенной учителем заранее, что позволяет освободить учителя от рутинной проверки работ этого вида. Другие, более сложные программы контроля знаний на «Агате», удовлетворяющие требованиям компьютерного урока, авторам неизвестны.

2. Программы-тренажеры. Полезность этого вида работы с компьютером не вызывает сомнений. Очень многие темы школьного курса требуют простого запоминания, например, единицы измерений и размерности физических величин, правописание предлогов и суффиксов, фразеологизмы иностранных языков, преобразования математических выражений и т. п. Имеются лишь отдельные примеры таких программ для «Агата». Здесь можно упомянуть в основном известные программы по химии, русскому языку и др., написанные на учебно-производственном языке Рапира. Их качество не во всем удовлетворительно, но на безрыбье и рак - рыба. В этом виде задач, решаемых на уроке с помощью компьютера, есть огромный пробел, который пытается заполнить наш научно-методический центр «Агат». Среди работ, начатых осенью 1991 r., можно назвать программы-тренажеры «Предлоги английского языка» (и аналоги по французскому, русскому языкам; возможна быстрая адаптация и к другим языкам - немецкому и др.), «Графики функций» и «Афинные преобразования» по математике. Уже готова Раскрашка для начальной школы. Интерфейс этой программы разработан специально для дошкольников и ориентирован на использование «мыши». Управляя с помощью «мыши» курсором на экране, можно выбрать один из 15 цветов «Агата» (на 8-цветных мониторах картинка не испортится) и закрасить один из предлагаемых контурных рисунков. Все рисунки выполнены очень качественно, частично на нашем графическом редакторе «МаркиС», частично получены на IBM PC и с помощью платы RS-232 и программы «Kermit-69» «перекачаны» на «Агат». Количество предлагаемых рисунков составляет несколько десятков и может быть по заказу увеличено. Планируем мы и другие работы в этом направлении. Минимальный набор программ-тренажеров по различным предметам должен быть готов к сентябрю 1992 г.

3. Демонстрационные и моделирующие программы. Эти программы могут органично дополнить традиционный набор технических средств обучения на уроке, не заменяя, а дополняя обычные кодоскопы, диапроектор, телевизор. Программы этого вида могут оживить схему (компьютерный плакат), продемонстрировать медленно идущий, невидимый или опасный эксперимент (радиоактивность, биология под микроскопом и др.). Ситуация в этом виде программного обеспечения для школы тоже плачевная (по крайней мере, для «Агата»). Нами начаты работы в этом направлении, первые результаты которых можно ожидать только к осени 1992 г. Зато готовы к использованию аппаратные средства - подключение к учительскому «Агату» стандартного отечественного или импортного телевизора в режиме демонстрационного монитора при сохранении всех обычных режимов его работы.

4. Компьютерные учебники и базы знаний. Это самый сложный для разработки и неоднозначный для использования вид программ. С некоторыми оговорками его можно предложить для повышения интереса учащихся к предмету, ведь дети всегда тянутся к новому и необычному, тем более к компьютеру. Информация, предоставляемая ученику такой программой, должна быть краткой, не перегружающей экран, по возможности динамичной и грамотно оформленной методистом, художником и дизайнером. Надо иметь возможность вернуться в любое место компьютерного учебника и перескочить на несколько шагов вперед. Необходима также возможность получения более подробной информации сверх минимума, определенного учителем. Даже такой неполный перечень требований к компьютерному учебнику говорит о сложности разработки программ этого вида, касающихся в том числе и ограничений со стороны аппаратной части ваших ЭВМ.

Для хотя бы частичного преодоления вакуума в этой области software нами разработан пакет программ Инструмент, позволяющий конструировать простейшие Бейсик-программы типа «компьютерный учебник» в терминах конечного результата, т. e. пользователь получает пакет различных редакторов текстовой и графической страниц «Агата», с их помощью рисует картинки (функции: точка, линия, окружность, прямоугольник, заливка, смена цвета и другие, отсутствующие в стандартном «Агате-Бейсике»), создает текстовые кадры, а потом «Инструмент» сам генерирует выходную Бейсик-программу. Полученная программа может работать независимо от «Инструмента» в любой Бейсик-среде, ее можно дополнить более сложными Бейсик-операторами, если вы знакомы с тонкостями Бейсика. Таким образом, «Инструмент» освободит вас от рутинной работы по манипулированию операторами PLOT, PRINT, COLOR, RIBBON, HTAB, VTAB и им подобными при разработке компьютерных учебников.

Наши идеи построены на том, что все предлагаемое и вновь разрабатываемое программное обеспечение имеет аналоги на машинах типа IBM PC XT/AT. Только при этом условии возможен безболезненный переход к новому стандарту школьных ЭВМ, который неизбежно рано или поздно состоится. Все работы, которые ведет наш коллектив, построены на этом принципе. Например, текстовый редактор Диалект с оконным интерфейсом и библиотекой изменяемых специальных и национальных шрифтов имеет в качестве прототипа известный редактор для IBM «Лексикон». А графический редактор МаркиС написан по образу и подобию «DOCTOR HALO» и также ориентирован на «мышиный» интерфейс. Еще один исповедуемый нами принцип - ориентация на максимально широкое использование манипуляторов «Джойстик-Агат» и «Мышь-Агат» в управлении программами. Это особенно важно, когда компьютер попадает в руки слабо подготовленного (в компьютерном смысле) учителя, который может испытывать физиологический страх перед обилием кнопок на клавиатуре и сложностью управлением ЭВМ.

НМЦ «Агат» привлек к разработке сценариев компьютерных учебников большой коллектив учителей, методистов, художников и программистов и надеется на успешную работу в этой области.

Подведем итоги. Изложенные мысли являются не просто мечтами. Это стратегический план работы научно-методического центра «Агат» и школы N 231 Москвы на ближайшие 2-3 года. Учитывая, что школа наша самая обыкновенная (в чем можно убедиться лично - приглашаем всех желающих в гости для сотрудничества и обмена опытом), мы считаем эти планы реальными и для других школ, независимо от типа ЭВМ, которым они оснащены. В качестве доказательства мы можем предложить к продаже пакеты программ указанных типов для IBM PC XT/AT, КУВТ-86, УКНЦ, «Ямаха MSX-1,2» и, естественно, для «Агата-7, 9».

Наш адрес: 127540, Москва, ул. Дубнинская, д. 23, СШ N 231, кабинет информатики, НМЦ «Агат»; телефоны: 489-00-91, 487-86-68, 272-26-71.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *