Передовица » Люди » Истории » Вино из одуванчиков

Вино из одуванчиков

Сейчас, через 30 лет, увидев снова программы для Агата, прочитав истории авторов этих программ, вспоминая свой опыт программирования на Агате, я понимаю, что это было прекрасное время. Достаточно большая часть программ, особенно игр, ведь по сути была разработана детьми и подростками. Это было наше время. Мы могли и умели то, чего не умели наши родители и учителя. Наше "Вино из одуванчиков". Наше счастливое детство.

Нам было 14-16 лет. После школы мы забегали в кафе "Пингвинчик", брали по молочному коктейлю и бисквитному пирожному и бежали во Дворец Пионеров. Двадцать минут пешком, двадцать минут разговоров... "..PLA выталкивает из стека", "сделай через IRQ прерывание...", "циклом сдвигал, через адресацию, как ее..., ну где скобки и регистр Y", "завтра "Дворца" нет, берем коньки и на коробку...". Нас забавляло, что никто не понимает о чем мы болтаем. Это был наш язык. Понятный только нам.

А еще у нас было сокровище. У каждого свое. Одно, два или даже пять. Дискеты. 5,25 дюйма. И через 20 минут сидя перед Агатом (у каждого свой!), мы доставали свои сокровища, загружали Бейсик или Ассемблер, доставали тетрадки, исписанные трехбуквенными латинскими аббревиатурами и рисунками в клеточку каких-то невиданных уродцев, и уходили в свой, понятный только нам мир...

Я учился в шк. N6 г.Владимира. На базе нашего класса был организован первый в городе математический класс. И наш 8-й класс на УПК стали обучать программированию. УПК имел класс Агат-7 примерно 10 машин. Учили нас Бейсику. Практических занятий почти не было, показали Агаты, показали игрушки, дали поиграть и пообещали практические занятия через год. Теоретические занятия вел Ефимов Владислав Алексеевич, и вот ирония судьбы, теперь через 30 лет мы вместе работаем. Помню я жутко баловался, меня ругали все время. Но однажды я оказался единственным, кто правильно написал программу на вычисление ряда чисел Фибоначчи))) (ага, я и по сей день мучаю этой задачей студентов). Видимо на волне этого локального успеха я и полюбил программирование. Кто-то подсказал мне что во Владимирском дворце пионеров есть класс Агатов и можно записаться в кружок. Туда я с приятелем и отправился.

Нам повезло попасть к руководителю кружка программирования Васильеву Владимиру Викторовичу. Набор уже был закончен, но я гордо сказал, что знаю Бейсик (это было неправдой, максимум что я знал, это циклы и условные переходы), но нас взяли. Занятия проходили два или три раза в неделю по 2 часа кажется. Компьютеров было 12 штук. Все Агат-7. Был принтер. Марку не помню. Давали теорию, делали упор на создание собственных программ, немножко играли в конце занятий.

Достаточно быстро я стал создавать свою собственную игру на Бейсике. Осенью 1988г состоялся городской конкурс программ. Все было достаточно серьезно. В жюри был представитель райкома комсомола, были родители, много зрителей. Первое место не стали присуждать (все серьезно! достойных 1-го места не оказалось программ). Ну а моя программа разделила 2-е место.

Но стало очевидно, что программы на интерпретаторе Бейсика, это тупик. Рапира меня не впечатлила и я все больше смотрел в сторону ассемблера.

С 9-го класса на УПК начались практические занятия на АГАТах. Занятия вели молоденькие девушки, и сейчас, через 30 лет я уже к сожалению не помню как их звали. К тому времени во Дворце Пионеров на АГАТах уже занималось три человека из нашего класса. Мы -"опытные" агатчики конечно выделялись и вот одна из преподавательниц показала мне книгу У. Морера "Программирование на ассемблере персонального компьютера фирмы ЭПЛ". Да! Именно так ЭПЛ)) Эта книга стала моей библией)) Мы по очереди брали ее из областной библиотеки, дабы она всегда была в наших руках)) Помню, я читал ее запоем.

Баба-Яга

И я стал писать свою первую серьезную игру. Прообразом послужила какая-то игра на Атари, которые стояли тогда в игровых салонах. Штук 5 было их в городе. Игры загружались с магнитофонов и за рубль можно было поиграть полчаса или час. В игре вертолет летал над горами, сражался с другими вертолетами, опускался в подземелье и там бомбил что-то похожее на атомную станцию. Вот эту игру я и решил повторить на Агате. Но не один в один, а с каким-то отличительным колоритом. Поэтому было решено что главный герой будет сражаться с нечистой силой. Отсюда и название игры Баба-Яга. Лабиринт занимал несколько экранов в ширину и высоту, вертолет отрисовывался в центре экрана и эффект движения достигался сдвигом изображения лабиринта на экране.

На тот момент подобного ничего мы не знали и не видели, так что мне казалось это революционным решением))) Сдвигал экран я банально циклом, сразу на 8 точек, т.е. копировал байты. Скорость и качество движения оставляли желать лучшего, но для нашего кружка это был некоторый прорыв, потому что мало кто тогда писал на ассемблере. Помню, как рисовал на уроках вертолеты, чертиков, драконов, прикидывал алгоритмы атак драконов))) К лету 89г программа была закончена и даже победила на областном конкурсе НТТМ.

Меня самого результат не совсем устроил, но я получил необходимый опыт. К тому времени в кружке появился мой друг детства Димка Зиновьев. Он был младше на 3 года, писать на ассемблере ему было трудновато, но зато я сообразил что его пару рук можно использовать при наборе лабиринтов, рисовании спрайтов, заставок и т.п. С того времени мы стали работать тандемом.

Бюрократ

В какой-то игре на Агате была уже подобная бродилка. Мне там нравились кирпичные стены и лестницы. Хотелось чего-то своего. В то время был расцвет перестройки. Борьба с бюрократами, привилегиями и прочее. Если бы знать что нас ждет впереди, я наверное написал бы сосем другую игру)) Дмитрий рисовал спрайты объектов и лабиринты и вручную в машинных кодах их набивал. В 13 лет! У меня студенты так сейчас не могут. Ну а я писал код. В принципе, динамики в этой игре было немного, нехватки скорости не ощущалось и мы в достаточно спокойном режиме игру доделали где-то к концу 89г. На заставке изображено здание областной администрации. Оно и сейчас такое))

Тут Дмитрий вспомнил, т.к. он набирал лабиринты, то он и помнит)). Лабиринты представляют собой комнаты. На первом уровне 17 комнат, уровнем выше 15, далее 13... т.е. пирамида. Надо дойти до самого верха.

Пилот

Эта игра написана под влиянием подобной игры на Атари, но в упрощенном варианте. Это была попытка сделать достаточно плавный сдвиг экрана. Получилось так как получилось)) Бедный Димка, он рисовал лабиринты на всех уроках в школе))) Вообще эта игра задумывалась как более сложная, но выпускные экзамены в школе заставили нас форсировать разработку. К маю 90-го года результат был готов. Пройти эту игру до конца без читов практически невозможно. Я сам уже не помню, зачем мы делали такие сложности в прохождении... И кстати... на третьем уровне оказывается есть танки!

Футбол

Летом 90-го года состоялся ЧМ по футболу, ну и мы не могли пройти мимо)) Я сдал выпускные экзамены в школе и ожидал вступительных в институт. Вот в промежутке и была написана простенькая программа, где можно было поиграть за одну из сборных, а также по желанию "посмотреть" другие матчи. Помню сложно было реализовать отбор из групп в 1/8. Сама формула турнира была непростой, но мы постарались все повторить.

Баба-Яга-2

В начале 1991г мне в наследство досталась крупная денежная сумма. Еще и родители добавили. С помощью руководителя нашего кружка Васильева Владимира Викторовича был приобретен (в магазине учебных пособий!) Агат-9 и принтер. Точной суммы не помню, но Агат-9 стоил где-то 5000 рублей и принтер в районе 2500 (я могу ошибаться, мог и дешевле стоить, помню, что родители мне добавили на принтер). Это были очень большие деньги тогда. Например, моя стипендия была 60 рублей. На эти деньги можно было спокойно купить машину. Родители одобрили мой выбор, но угрызения совести меня тем не менее мучили. Правда не долго. В 1992 году случился такой финансовый удар по населению, что оставь я эти деньги на книжке, они бы просто пропали. Итак, я получил Агат. Сразу засел за новую версию Бабы-Яги. Размер лабиринта на каждом уровне составляет 32Кб. Лабиринт строится случайным образом в несколько проходов. Кардинально изменен алгоритм сдвига экрана, сдвигается только то, что нужно сдвинуть, а не все байты подряд. На каждом уровне присутствует оригинальная концовка, ИИ драконов был улучшен и многое другое. В этом виде программа и выложена на сайте. Рисунки в игре драконов, чертей, избушки и прочее, это разработки Дмитрия Зиновьева. Летом 1991г игра была закончена.

Какое-то время я думал что Баба-Яга-1 не сохранилась, но видимо рукописи не горят! Благодаря Игорю (GARNIZON) и Владимиру (Voldemar0, deka) удалось восстановить и ее! Теперь можно сравнить две программы написанные с разницей в два года и под разные Агаты.

В целом, наши программы выиграли три областных конкурса НТТМ и городской конкурс. Иногда мы забирали сразу несколько призовых мест))

Надо сказать, что к концу 89 года уже очень многие во Дворце пионеров использовали ассемблер. Прямо передо мной за партами два парня (студенты из техникума) делали своего "Пилота" и надо сказать, получалось у них гораздо лучше чем у меня. Два моих школьных друга реализовывали каждый свой проект игры. Были и другие ребята, кто делал игры или какие-то служебные программы. Я сейчас не помню, какие программы были доведены до конца, но факт в том, что во Владимирском Дворце пионеров был создан очень творческий коллектив. Огромная заслуга в этом конечно наших преподавателей и руководителя в лице Васильева Владимира Викторовича.

Топаз

Топаз-это система разработки компьютерных игр. Была сделана мной к лету 1992 года. В двух вариантах, цветном (128 на 128) и черно-белом (256х256). Изначально задумывалась так, чтобы была возможность перенести ее на АГАТ-7. Содержала редакторы спрайтов, лабиринтов, свой ДОС и собственный язык программирования, что-то вроде макроассемблера. Под этой системой был написан аналог (примитивный конечно, но тем не менее) Болдер Дэш и еще несколько программ, в том числе для джойстика (сделал его сам) и для двух игроков.

Другое

Для тренировки я делал простенький графический редактор, свой собственный ДОС - аналог MS-Dos на IBM, с подкаталогами, системой FAT, своим знакогенератором (в графическом режиме), даже со своим Нортоном)) Еще использовал Агат для расчета курсовиков (в том числе сразу всему потоку))), для написания кандидатской диссертации. Делал какие-то программы для управления принтером. Пользоваться Агатом перестал в 1997 году, с приобретением Пентиума. Очень жалею, что не сохранил Агат.

В заключение

Я по сей день считаю Агат лучше персоналкой в СССР, которая стала таким мощным инструментом для творчества молодежи в конце 80-х годов, каких наверное никогда не было и уже не будет. Мы прогуливали уроки ради Агатов, писали наши программы в тетрадях где только можно, мы ходили во все группы кружка программирования. Я даже отказался как-то от свидания с девушкой и сбежал во Дворец пионеров))))

Ну и конечно надо сказать, что все чему мы научились, это не только благодаря АГАТам, а и нашим руководителям, которые старались создать из нас творческих личностей, способных не только потреблять и копировать, но и создавать что-то свое, искать и находить новое, исправлять свои ошибки, переживать поражения и праздновать победы.

Мне немного жаль нынешнее поколение, они лишены той романтики и творческой реализации.

Самойлов Сергей

P.S. Отдельного рассказа наверное требует история раскрытия "тайн" АГАТа, по крайней мере они нам казались тогда тайнами...

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *