НТК "СПРАЙТ"                   11.06.92
                      г. Новосибирск
                           1992

                  ОПЕРАЦИОННАЯ  СИСТЕМА

                      "С П Р А Й Т"

                      (версия  2.5)


                РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

               III.5  ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР


                     JOKER V1.0
                     ----------

   АННОТАЦИЯ

   Данный документ описывает порядок работы в графическом
редакторе JOKER.

   Содержание

    1.  Комплект поставки
    2.  Установка координатного устройства 
    3.  Запуск редактора
    4.  Экран редактора 
    5.  Управление
    6.  Фактуры
    7.  Кисти
    8.  Инструменты
    9.  Основное меню
    10. Создание фактур и кистей

        Приложение 1
        Приложение 2
        Приложение 3


   1. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ   


   В комлект поставки входит диск с автозагрузкой ОС "Спрайт".
На диске записаны следующие файлы:

  COMMAND.PRG   - командный режим ОС "Спрайт"
  AUTOSTART.CMD - стартовый командный файл системы
  FORMAT.PRG    - программа разметки дисков
  CONVERT.PRG   - перевод рисунков из формата DOS 3.3 в Спрайт
  PRINTER.PRG   - универсальный драйвер принтера
  FORMAT.HLP    - Help по работе с FORMAT.PRG
  CONVERT.HLP   - Help по работе с CONVERT.PRG

 \JOKER        - подкаталог графического редактора, содер-
                 жащий:

   JOKM.PRG    - версия редактора для ч/б графики 256х256
                 Агат-7 и Агат-9

  \FONT        - подкаталог со шрифтами
    GOTH.BFT     
    SYSTEM.BFT
     ...

  \PIC         - подкаталог для рисунков

  JOK.DOC      - эта документация
  README.HLP   - начальная заставка

   В комплект поставки может также входить манипулятор типа 
"мышь" (далее - мышь) с соответствующей платой. В этом случае
в корневом подкаталоге записан файл

  MOUSE.PRG    - драйвер мыши



   2. УСТАНОВКА КООРДИНАТНОГО УСТРОЙСТВА
  
   Если Вы приобрели мышь установите плату в любой свободный
разъем ПЭВМ (кроме 0-ого на Агат-7). Перед запуском редактора
загрузите драйвер мыши, напечатав в диалоге или включив в
стартовый файл строку

MOUSE



   3. ЗАПУСК РЕДАКТОРА

   После загрузки ОС напечатайте

А>\JOKER\

для входа в подкаталог редактора, а затем

A>JOKM

для запуска редактора.

   При использовании принтера напечатайте перед запуском

A>PRINTER/S=n  (n-номер разъема принтерной ячейки)


   4. ЭКРАН РЕДАКТОРА

   Большую часть экрана занимает окно для рисования.
   Справа и снизу окно для рисования окаймлено индикатором
положения окна относительно всего экрана.
   Слева находится меню инструментов в виде 16 пиктограмм с
изображением каждого инструмента.
   Ниже находится меню кистей, содержащее 12 шаблонов кисти.
   Нижнюю часть экрана занимает меню фактур, содержащее 32
матрицы.
   В верхней строке располагается основное меню, включающее в
себя работу с диском, печать, подсказку и т д 



   5. УПРАВЛЕНИЕ


   5.1. Управление мышью

    - перемещение : перемещение мыши без нажатия кнопок
    - щелчок      : кратковременное нажатие кнопки
    - протяжка    : нажатие кнопки, перемещение мыши,
                    отпускание кнопки


   5.2. Управление клавиатурой

   Т. к. описание всех функций ведется относительно управления
мышью, приводятся аналогии управления клавиатурой.

    - кнопки:

     ВВОД - левая кнопка
     ф9   - правая кнопка


    - перемещение :

     стрелки и ф2,ф4-ф6  перемещение по четырем направлениям
     ф7 - влево вверх
     ф8 - вправо вверх
     ф0 - влево вниз
     ф. - вправо вниз

     0-9       - шаг от 1  до 10
     РЕГ и 1-9 - шаг от 12 до 20


    - щелчок      : нажатие клавиши ВВОД или ф9

    - протяжка    : нажатие клавиши ВВОД или ф9, перемещение,
                    повторное нажатие ВВОД или ф9

   Кроме этого, для выбора в меню предусмотрен специальный 
механизм табуляции.
   Нажмите клавишу F для доступа к меню фактур, при этом кур-
сор позиционируется на одну из матриц, а шаг перемещения уста-
навливается "удобным" для выбора в данном меню.
   После выбора в меню  нажмите РЕД для возврата в окно рисо-
вания на прежнее место и с прежним шагом.

 лат. B    - в меню кистей
      M    - в основное меню
      РЕД  - в меню  инструментов


      ф3 - циклический переход между меню с возвратом на экран.


   5.3. Управление в стандартных ситуациях

  - Растяжение "резиновой рамки", "линии" и т.д.

    Мышь: если при протяжке мыши нажать свободную кнопку, то
"резиновая рамка" будет перемещаться по экрану, при отпускании
 этой кнопки - вновь растягиваться.
    Клавиатура: если для активизации функции использовался
ВВОД, то стрелки растягивают рамку, ф2,ф4-ф6 - перемещают, если
ф9 - наоборот.


  - Окна с альтернативами (подменю инструментов, верхнее меню)

    Мышь: Альтернатива "Ok" - установка выбранных параметров
или активизация действия, "Can" - отказ от изменения параметров
или действия.
    Клавиатура: F2 = "Ok", F3 = "Can".


  - Меню подкаталогов

    Сделайте протяжку мыши для указания файла. Два быстрых
щелчка, "Ok" или повторное указание отмеченного файла - выбор
файла, "Can" - отказ от выбора.
    Выбор альтернативы "<Up directory>" - выход в надкаталог,
выбор имени подкаталога - вход в новое окно с содержимым это-
го подкаталога.
    Сверху из снизу окна находятся пиктограммы прокрутки, ко-
торые действуют если имена всех файлов подкаталога не  входят
в окно.


  - Подсказка

    Укажите курсором на пиктограмму или элемент меню и нажмите
F1 для получения подсказки. Любая клавиша - просмотр дальше,
, F3 - выход.
    При указании на окно рисования выдается подсказка по кла-
виатурному управлению.

  - Полный экран

    Нажмите пробел для отключения меню, при этом для редакти-
рования будет доступен весь экран. Пробел - возврат обратно.


  - Отмена последнего действия

    При редактировании изображения можно отменить последнее
изменение экрана.

    Мышь: Выберете пиктограмму "UNDO" в меню инструментов.
    Клавиатура: Нажмите F3 (актуально также при управлении
мышью в режиме полного экрана).



   6. ФАКТУРЫ

   Под фактурой понимается матрица 8х8 точек, каждая из кото-
рых может быть окрашена в любой цвет используемой графики, т. е.
фактура одновременно задает цвет и "узор" для графических функ-
ций (эллипс, прямоугольник и др.)
   Из всего набора фактур всегда выбрано две, воздействующие на
графические функции: текущий цвет и цвет фона. Они отображены
на левой панели меню, причем фактура текущего цвета для нагляд-
ности "наложена" на фактуру цвета фона. Текущий цвет выбирается
левой кнопкой мыши, цвет фона - правой.
   Под изображением выбранных фактур на левой панели меню на-
дится переключатель набора фактур. Укажите на него курсором и
сделайте щелчок для смены всего набора. Повторный щелчок под-
ключает прежний набор, т. е. всего доступно 64 фактуры.



    7. КИСТИ

   Под кистью понимается шаблон 8х8 точек, каждая из которых
может быть пустой или заполненной. Кисть задает размеры и фор-
му точки для графических функций (линия, рисование от руки и
др.)
   Из всего набора кистей всегда выбрана одна, воздействующая
на графические функции - текущая кисть. Она выбирается любой 
кнопкой мыши и отмечается в меню кистей подсветкой.
   Под меню кистей находится переключатель набора кистей, ана-
логичный переключателю набора фактур, т. е. всего доступны 24
кисти.
 


    8. ИНСТРУМЕНТЫ

   Инструментом называется функция формирования изображения
или вспомогательная функция, облегчающая этот процесс.
   Для использования инструмента выберете его левой кнопкой,
переместите курсор в окно для рисования и поступайте как ска-
зано в описании ниже.

(Описание инструментов дается сверху вниз и слева направо в
порядке их размещения на экране)


   ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЛИСТА (пиктограмма "рука")

   Сделайте протяжку мыши для доступа к участкам листа, кото-
рые закрывает меню. Другой способ перемещения листа - пикто-
граммы прокрутки, нарисованные на концах индикаторов.


   КОПИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТА

  Состоит из двух операций:

  1."вырезание" - копирование участка экрана в буфер (карман)
    (пиктограмма "ножницы")

  Сделайте протяжку мыши, растягивая "резиновую рамку" вокруг
требуемого участка. После отпускания кнопки указанная область
экрана копируется в карман. При протяжке с левой кнопкой содер-
жимое экрана не меняется, с правой - отмеченный ареал заполня-
ется цветом фона (для перемещения фрагмента).

  2. "наклеивание" (копирование содержимого кармана на экран)
    (пиктограмма "листок")

   Сделайте протяжку мыши, помещая выбранный фрагмент в любую
доступную часть экрана.

   Для переключения между режимами "вырезание"/"наклеивание"
выберете пиктограмму повторно левой кнопкой мыши.

   Для входа в подменю фильтров наклеивания выберете пиктограм-
му правой кнопкой. 

   Подменю:

   пикт. "черная кисть": выводятся только черные точки фрагмента
   пикт. "белая  кисть": выводятся только белые  точки фрагмента
   пикт. "черно-белая кисть": фрагмент выводится целиком

   пикт. "+": позитивный вывод
   пикт. "-": негативный вывод
   пикт. "х": выводимые точки фрагмента инвертируют соответст-
              вующие точки экрана


   ПУЛЬВЕРИЗАТОР
   (пиктограмма "аэрозоль")

   Сделайте протяжку мыши для распыления точек, рисующихся те-
кущей кистью. При протяжке с левой кнопкой точки рисуются те-
кущим цветом, с правой - цветом фона.

   Для входа в подменю параметров выберете пиктограмму правой
кнопкой. 

   Подменю:

   пикт. с разным количеством точек: интенсивность распыления
   пикт. "оси": регулировка радиуса распыления


   ЗАЛИВКА
   (пиктограмма "валик")

   Сделайте щелчок левой кнопкой мыши для заливки замкнутого
контура текущим цветом, правой кнопкой - цветом фона.


   СМЕСИТЕЛЬ
   (пиктограмма "миксер")

   Сделайте протяжку мыши для размывания изображения. Мигающая
рамка показывает 4 зоны между которыми производится смешивание.

   Для входа в подменю параметров выберете пиктограмму правой
кнопкой. 

   Подменю:

   пикт. "оси": регулировка размеров зон смешивания



   ЛИНЗА
   (пиктограмма "увеличительное стекло")

   Сделайте щелчок любой кнопкой мыши над той областью экрана,
которую Вы хотите редактировать в увеличенном виде.

   В режиме линзы большую часть экрана занимает окно для рисо-
вания, изображающее выбранный участок в пятикратном увеличении.
Справа вверху этот же участок изображен в реальном масштабе.
Ниже находится меню линзы:

  "черный квадрат"     : черный цвет
  "белый  квадрат"     : белый цвет
  "черно-белый квадрат": инверсный цвет
  "квадрат с буквой F" : фактура - текущий цвет и цвет фона

  пикт. "CLR"  : очистка окна выбранным цветом
  пикт. "сетка": смена цвета сетки, размечающей окно для рис.

   Сделайте щелчок или протяжку мыши в окне для рисования, из-
меняя  изображение. Если в меню  линзы выбран  цвет рисования
фактурой, то левая/правая кнопка рисуют текущим цветом/цветом
фона. Возможен выбор текущего цвета и фона в меню фактур.

   Сделайте протяжку мыши в окне реального масштаба для выбора
нового участка  редактирования без выхода из режима линзы. Од-
нако при этом, отмена  последних изменений будет действовать
только на последний редактируемый участок.

   При выходе из режима линзы по "Ok", произведенные изменения
можно отменить с помощью "UNDO"(F3).

   Управление с клавиатуры в линзе:

    РЕД    - в меню линзы
    F      - в меню фактур
    ф3     - циклический переход между меню
    пробел - переключение режима "след"/"точка"
             (только клавиатура)


   KИСТЬ

   Сделайте протяжку мыши для рисования от руки текущей кистью.
При протяжке с левой кнопкой след рисуется текущим цветом, с
правой - цветом фона.


   РЕЗИНКА

   Сделайте протяжку мыши для "стирания" изображения. При про-
тяжке с левой кнопкой закраска осуществляется текущим цветом,
с правой - цветом фона.

   Для входа в подменю параметров выберете пиктограмму правой
кнопкой. 

   Подменю: пикт. "оси" - регулировка размеров инструмента.


   ЛИНИЯ

   Сделайте протяжку мыши, растягивая "резиновую нить". После
отпускания кнопки линия рисуется текущей кистью. Протяжка с
левой/правой кнопкой - текущий цвет/цвет фона. 


   ТЕКСТ

   Сделайте щелчок кнопкой мыши для входа в режим набора текс-
та.
   Курсор в виде мигающей рамки можно свободно перемещать по 
экрану. Набранные на клавиатуре алфавитные символы сразу же
рисуются выбранным шрифтом (возможно текущей кистью - см. под-
меню). Клавиша УПР-J переводит строку в соответствии с рассто-
янием между строками (см. подменю).
   Щелчок любой кнопкой мыши - выход из режима набора текста.

   Для входа в подменю параметров выберете пиктограмму правой
кнопкой. 

   Подменю:

   Две верхние строки занимает пиктограмма "Font" (выбор шриф-
та в меню подкаталогов) и информация о текущим шрифте: имя
и размер матрицы символа.

   Ниже располагаются пиктограммы, регулирующие параметры
для вывода отдельного символа и строки.

(Описание пиктограмм дается сверху вниз и слева направо в
порядке их размещения на экране)


 - рисование текста из файла (см. ниже)

 - вертикальное и горизонтальное смещения строк матрицы сим-
вола

 - масштаб символа - установка всех параметров по умолчанию с
учетом масштаба

 - вертикальное и горизонтальное смещения столбцов матрицы сим-
вола

 - размер точки матрицы символа

 - расстояние между строками - задает вертикальное и горизон-
тальное смещение первого символа следующей строки относительно
первого символа предыдущей.

 - рисование точки матрицы символа текущей кистью (альтернати-
ва размеру точки)

 - расстояние между сиволами - задает вертикальное и горизон-
тальное смещения левого верхнего угла следующего символа от-
ностельно правого верхнего угла предыдущего (с учетом реаль-
ной ширины символа, а не ширины матрицы)

 - постоянное горизонтальное смещение символов на ширину мат-
рицы (без учета реальной ширины символа)


   Для рисования текста из файла действуйте следующим образом:

  1. Подготовьте файл в Вашем текстовом редакторе, удалите из
текста форматирующие команды и скопируйте файл на JOKER-диск.
  2. Выберете инструмент "Текст" и укажите начальную точку на
экране (два щелчка). При использовании левой кнопки текст бу-
дет нарисован текущим цветом, правой - цветом фона.
  3. Выберете в подменю пиктограмму рисования текста из файла
("диск и стрелка с "txt") и укажите файл в меню подкаталогов.

   Ваш текст будет нарисован на экране выбранным шрифтом с
учетом установленных параметров.
   Строка или весь текст , не входящие полностью в экран, будут
выведены частично.
   Рисование текста из файла не может быть отменено как послед-
нее действие.

Примечание: не во всех шрифтах присутствует кириллица.



   КОНТУРНЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК

   Сделайте протяжку мыши, растягивая "резиновую рамку". После
отпускания кнопки прямоугольник обводится по контуру текущей
кистью. Протяжка с левой/правой кнопкой - текущий цвет/цвет
фона. 


   ПРЯМОУГОЛЬНИК

   Сделайте протяжку мыши, растягивая "резиновую рамку". После
отпускания кнопки прямоугольник рисуется на экране. Протяжка с
левой/правой кнопкой - текущий цвет/цвет фона. 


   КОНТУРНЫЙ ЭЛЛИПС

   Сделайте протяжку мыши, растягивая "резиновый эллипс".
После отпускания кнопки эллипс обводится по контуру текущей
кистью. Протяжка с левой/правой кнопкой - текущий цвет/цвет
фона. 


   ЭЛЛИПС

   Сделайте протяжку мыши, растягивая "резиновый эллипс".
После отпускания кнопки эллипс рисуется на экране. Протяжка с
левой/правой кнопкой - текущий цвет/цвет фона. 


   ОЧИСТКА ЛИСТА
   (пикт. "CLR")

   Выберете пиктограмму левой кнопкой для немедленной очистки
листа текущим цветом, правой - цветом фона (с клавиатуры -
УПР-L).


   ОТМЕНА
   (пикт. "UNDO")

   Выберете пиктограмму любой кнопкой для немедленной отмены
последнего действия по редактированию изображения (в том числе
и очистки листа).



   9. ОСНОВНОЕ МЕНЮ

   Выберете любой кнопкой альтернативу из меню в верхней стро-
ке экрана для входа в соответствуюший режим:

   9.1. FILE - работа с диском:

   Имя файла:

    строка вида: drv>[path][name] 

    (например A>PIC\CASTLE\TOWER)

    drv  - номер устройства (A)
    path - путь доступа к файлу (PIC\CASTLE\)
    паme - имя файла (TOWER)


    Ввод с клавиатуры имени файла действует постоянно.

    Управляющие клавиши:
        влево/вправо - перемещение по строке
        вверх/вниз   - к началу/концу имени
        ф1           - удаление символа
                       (постоянно включен режим вставки)
        ВВОД         - очистка хвоста и обмен с диском

        ф2,ф4-ф6     - перемещение курсора по пиктограммам
        ф9           - выбор пиктограммы

   Выбор типа файла:

    пикт. "BMP" (bit map file)   - лист
    пикт. "CUT" (cut file)       - содержимое кармана
    пикт. "JKR" (JOKER file)     - фактуры, кисти, параметры
                                   инструментов
   Выбор действия :

    пикт. "диск и стрелка вверх" - загрузить файл
    пикт. "диск и стрелка вниз"  - сохранить файл
    пикт. "диск и крест"         - стереть файл

   Смена дисковода:

    пикт. "дисковод" - смена устройства
    
    Выбор этой пиктограммы эквивалентен директиве

      A>B:

    Для смены диска (а не дисковода) наберите в начале имени
    файла символы "@B:". Для возврата на устройство A: выбери-
    те повторно пиктограмму "дисковод".


   Для обмена с диском выберете тип файла и действие, набе-
рите имя файла и нажмите ВВОД (или выберете альтернативу "Ok").
При этом действуют следующие правила:

 чтение: к набраному имени ВСЕГДА дописывается выбранное
         стандартное расширение (.BMP, .CUT или .JKR). После
         этого файл читается.

 запись: набранное имя с нестандарным расширением не меняется,
         в остальных случаях дописывается выбранное стандарт-
         ное расширение

   Т. е. при вводе имени не обязательно набирать расширение -
оно автоматически дописывается в соответствии с выбранным типом
файла.
   Для входа в меню подкаталогов введите нетерминальное имя
(символы "*" или "?" в имени файла). После выбора файла в меню
подкаталогов "пройденный" путь будет записан в путь доступа к
файлу.
   Пустое имя целевого файла отождествляется с "*".

   пикт. "*" - выбор произвольного имени
   При выборе этой пиктограммы устанавливается имя файла *.BMP,
*.CUT или *.JKR и сразу распечатывается меню подкаталогов.


   9.2. PRINT - вывод на принтер:

    пикт. "+"        - позитивный вывод
    пикт. "-"        - негативный вывод
    пикт. "квадраты" - размер точки при печати

    пикт. "экран"          - печать экрана
    пикт. "участок экрана" - печать содержимого кармана

   При выдаче ошибки "не подключен принтер" загрузите необхо-
димый драйвер (см. п. 3)

   9.3. HELP  - подсказка

   Краткая информация об управлении редактором. 

   9.4. INFO

   Информация об авторских правах и адрес для контактов.

   9.5. EXIT  - выход

   Выход из редактора с запросом на подтверждение (с клавиату-
ры - УПР-X).



   10. СОЗДАНИЕ ФАКТУР И КИСТЕЙ

   Удержите кнопку мыши в нажатом состоянии или клавишу с ПВТ
при выборе фактуры, которую Вы хотите редактировать. На экране
появится такое же меню как при использовании линзы, но с окном
для рисования 8х8 точек. Вам доступны те же средства редактиро-
вания. Альтернатива "Ok" помещает созданную фактуру в меню фак-
тур.
   Аналогично редактируется кисть.
   Созданные фактуры и кисти можно сохранить в JKR-файле с пос-
ледующим восстановлением.




    Приложение 1

   ФОРМАТ ФАЙЛОВ

BMP-файл  биткарта всего экрана без дополнительной информации
--------

CUT-файл  состоит из заголовка и биткарты фрагмента
--------

           DSECT

          Заголовок

         BAG.FLG   DS  1   - тэг
         X.FRAG    DS  1   - координаты левого верхнего угла
         Y.FRAG    DS  1   /
         AD.FRAG   DS  1   - размер по X, уменьшенный на 1
         BD.FRAG   DS  1   - размер по Y, уменьшенный на 1
         LBT.FRAG  DS  2   - смещение последнего байта биткарты
                             относ. начала файла +¤800
          Биткарта

         FRAG.MAX  EQU ¤800-7
         FRAGMENT  DS  FRAG.MAX

           DEND

   Пусть A - ширина фрагмента в точках,
         B - высота фрагмента в точках,
         X - абцисса левого верхнего угла.

   Тогда биткарта состоит из B строк, длина каждой строки
(A+7) DIV 8 +1 байт (DIV - деление нацело).
   Если рассматривать строку как цепочку битов, то номер пер-
вого бита фрагмента определяется как X&7 (& - побитовая опера-
ция И). Неиспользуемые биты с левого и правого конца строки
заполнены мусором.

   Пример 1
   --------

   Биткарта фрагмента 14х4 точки с абциссой л.в. угла 15
выглядит так:

     число строк..............4
     длина строки в байтах....3 = (14+7)DIV8+1
     номер первого бита.......7 = 00001111 & 00000111 (15&7)

    01234567 01234567 01234567
   .--------.--------.--------.
  0!       Ш!ШШШШШШШШ!ШШШШШ   !
   !--------!--------!--------!
  1!       Ш!ШШШШШШШШ!ШШШШШ   !
   !--------!--------!--------!
  2!       Ш!ШШШШШШШШ!ШШШШШ   !
   !--------!--------!--------!
  3!       Ш!ШШШШШШШШ!ШШШШШ   !
   '--------'--------'--------'

     'Ш' - биты фрагмента
     ' ' - мусор


JKR-файл  состоит из параметров инструментов, биткарт фактур и
--------  биткарт кистей.


BFT-файл  -  (bit map font) шрифт - формируется в редакторе
--------     шрифтов (рабочее название FONT MASTER, разработка
             NHA Inc.)


    Приложение 2

   УПРАВЛЕНИЕ С КЛАВИАТУРЫ


     F1   -  подсказка по пиктограмме или управлению

     ВВОД - левая кнопка
     ф9   - правая кнопка

     стрелки и ф2,ф4-ф6  перемещение по четырем направлениям
     ф7 - влево вверх
     ф8 - вправо вверх
     ф0 - влево вниз
     ф. - вправо вниз

     0-9       - шаг от 1  до 10
     РЕГ и 1-9 - шаг от 12 до 20


      F    - переход в меню фактур
 лат. B    - в меню кистей
      M    - в основное меню
      РЕД  - в меню  инструментов

      РЕД  - возврат из меню на экран

      ф3 - циклический переход между меню с возвратом на экран

      F3 - отмена последнего изменения экрана

  пробел - включить/отключить меню (полный экран)

   УПР-L - очистка экрана

   УПР-X - выход из редактора


Окна с альтернативами:

      F2 - "Ok"
      F3 - "Can"


Режим линзы:

     F   - переход в меню фактур
     РЕД - в меню  линзы

     РЕД - возврат из меню на экран

     ф3  - циклический переход между меню с возвратом на экран

 пробел  - переключение режимов "след"/"точка"


Режим ввода текста:

   УПР-J - перевод строки