Передовица » Software » Графика » MouseGraf » Описание

Описание MouseGraf

_____________________________________________________________
Бадер Р. Ю.                1992 г.

Подготовка к работе

Для работы экранного графического редактора MOUSEGRAF (в дальнейшем - "редактор") используется персональная ЭВМ "АГАТ" исполнения 7 или 9 с дисководом ЕС-5323. Для удобства работы с редактором предуусмотрено подключение манипулятора типа "Мышь" (в дальнейшем - "Мышь"). Для вывода на бумагу к ПЭВМ подключается печатающее устройство СМ-6337 или CPA-80 (а так же сходные с ними).

При использовании Мыши подключите ее к плате интерфейса (сзади корпуса ПЭВМ). Вставьте системный диск в дисковод (ЕС-5323), включите ПЭВМ и закройте "флажок" дисковода. Через несколько секунд на экране начнет повляться динамическая заставка редактора. Прерывание заставки и дозагрузка системы производится нажатием правой кнопку Мыши или нажатием клавиши 'пробел' на клавиатуре.

После запуска редактора в центре экрана появится курсор "Карандаш". Управление курсором производится или с помощью Мыши, что не вызывает затруднений, или с клавиатуры с помощью клавиш-стрелок. При использовании клавиши повтора ('ПВТ') одновременно с клавишами-стрелками можно добиться довольно быстрого перемещения курсора по экрану.

Вдоль левого края экрана находится основное меню редактора (в дальнейшем - просто "меню", все остальные меню, отличные от основного, будут называться "подменю"). На нем Вы видите восемнадцать пиктограммок, переключатель цветовой палитры (для АГАТа исполнения 9) и окно отображения координат. При попадании курсора на меню или текущее подменю курсор меяется на "Палец".

Некоторые полезные сведения.

Если далее в тексте указывается на какие-либо кнопки, то имеются ввиду кнопки Мыши; кнопки на клавиатуре называются клавишами.

Так как предыдущие версии редактора были расчитаны только на работу с помощью Мыши, то и при работе с клавиатуры эта "Мышиная" ориентация редактора сохранилась. Далее приводится соответствие команд, подаваемых с помощью Мыши, и команд с клавиатуры (используются шесть функциональных клавиш, находящихся на клавиатуре справа):

 1 - одиночное нажатие левой кнопки (т.е. стукнуть по кнопке);
 2 - одиночное нажатие правой кнопки;
 3 - двойное нажатие правой кнопки;
 4 - нажать/отпустить левую кнопку. Т. е. первое нажатие соответствует нажатию левой кнопки Мыши, второе - отпусканию;
 5 - нажать/отпустить правую кнопку;
 6 - нажать/отпустить обе кнопки.

Двойным нажатием является нажатие дважды кнопки, если пауза между этими нажатиями не более 1/3 секунды. Двойное нажатие левой кнопки не используется редактором, поэтому если далее в тексте встречается фраза "двойное нажатие кнопки", имеется ввиду правая.

Почти все режимы могут переключаться не только с помощью меню, но и нажатием всего лишь одной клавиши на клавиатуре. Эти клавиши будут указываться в скобках после названия соответствующего окна меню.

1 Окно координат

В центральной части основного меню находится окно координат, состоящее из двух строк по два числа в каждой. Верхняя строка служит для отображения текущих координат курсора (слева координата по горизонтали, справа - по вертикали). Координаты отсчитываются от левого верхнего угла экрана, и изменяются от 1 до 256. Нижняя строка координатного окна в различных режимах используется по-разному (или вообще не используется), и ее назначение будет рассмотрено далее.

2 Нижняя часть меню.

Рассмотрим сначала назначение нижних четырех пиктограммок меню (они выделены в отдельную группу). Рассмотрение будет вестись слева направо и сверху вниз.

2.1 Текущая фактура. (УПР-J)

В этом окошке меню всегда отображается текущая фактура - рисунок, которым в дальнейшем будут заполняться различные области. Если поставить курсор на эту пиктограммку и нажать кнопку, то на экран выводится подменю выбора фактур, при этом курсор переместится на текущую фактуру в этом меню, а основное меню отключится, даже если оно есть на экране (такое отключение меню происходит во всех без исключения случаях включения любого подменю редактора).

При запуске редактора в память ПЭВМ автоматически загружается файл с именем "MGR.Фкт.AutoFakt", в котором записаны те фактуры, которые Вы бы хотели иметь при запуске редактора. Поэтому на загрузочном диске желательно иметь этот файл. Если же его не будет, то после запуска редактора все 54 возможных фактуры будут пусты.

Попробуйте выйти из окна подменю. Вы увидите, что курсор изменился на "Знак вопроса", таким образом редактор сообщает пользователю, что в этом месте экрана делать нечего.

Если указать курсором на нужную фактуру и нажать левую кнопку, то эта фактура становится текущей, подменю убирается, а меню опять включается (если оно было на экране до включения подменю. При этом курсор перемещается на то место, на котором он был в момент включения подменю (это правило справедливо для всех подменю).

Если же выбрать фактуру, но нажать не левую, а правую кнопку, то Вы оказываетесь в режиме редактора фактур, позволяющем отредактировать выбранную фактуру. По размерам фактуры делятся на 8х8 (46 шт) и 16х16 (8 шт). Процесс редактирования этих фактур одинаков.

Левую верхнюю часть редактора фактур занимает окно редактирования. При попадании в него курсор меняется на "Стрелку". При нажатии на левую кнопку ставится белая точка, на правую - черная. Для редактирования можно воспользоваться клавишей 'пробел', которая инвертирует точку, указанную курсором.

Нижняя часть редактора фактур служит только для контроля редактируемой фактуры, и никакой другой функции не выполняет.

В правой верхней части редактора фактур находятся четыре пиктограммки:

2.1.1 "Очистка".

Очищает редактируемую фактуру. В отличие от аналогичной пиктограммки в главном меню (п. 3.1) очистка производится только черным цветом.

2.1.2 "Восстановление" (UNDO).

Если отредактированная фактура Вас не устраивает, то нажав кнопку можно восстановить то состояние редактируемой фактуры, которое было при входе в редактор фактур.

2.1.3 "Инвертирование".

Производит замену черных точек на белые и наоборот. Если необходимо очистить фактуру белым цветом, то последовательное исполнение функций "очистка" и "инвертирование" приведет к нужному результату.

2.1.4 "Выход".

Осуществляет выход из редактора фактур в подменю выбора фактур.

2.2 Текущий цвет. (Упр-G)

Пиктограммка постоянно показывает текущий цвет (черный или белый), назначение которого будет рассмотрено далее. Нажатием кнопки производится смена текущего цвета.

2.3 Работа с экранами.

При нажатии правой кнопки появляется дополнительное подменю:

2.3.1 "Поменять экраны".

При работе редактора в памяти ПЭВМ хранятся два совершенно равноправных экрана, один из которых в данный момент является редактируемым, второй в это время не виден. Смена редактируемого экрана производится нажатием левой кнопки. Эта же функция выполняется и из главного меню, минуя подменю, при нажатии левой кнопки на пиктограммке "Работа с экранами" (п. 2.3).

2.3.2 "Скопировать экран".

При нажатии на левую кнопку происходит копирование редактируемого экрана на другой (который не виден). В результате чего происходит простое запоминание редактируемого экрана. Это может быть использовано для восстановления ранее запомненного состояния экрана. Если Вы не уверены в том, что последующие изменения Вас удовлетворят, то лучше всего перед этими изменениями скопировать экран, что позволит отменить все неустроившие Вас изменения поменяв экраны.

2.4 Текущий режим (отмена). (УПР-X)

Помимо отображения в этом окне меню пиктограммки текущего режима выполняет очень важную для редактора функцию: отменяет все изменения, произведенные в текущем режиме. Т. е. если Вас не устраивают внесенные изменения, то, нажав кнопку, вы вернете рисунок в то состояние, которое было до включения текущего режима.

Включение режима производится нажатием любой кнопки на пиктограммке нужного режима (см. ниже). При этом запоминание текущего экрана (для последующего восстановления (п. 2.4)) производится при нажатии левой кнопки - всегда, или при нажатии правой кнопки - в случае изменения текущего режима (если у этого режима есть подменю, иначе выполняются действия для левой кнопки, т. е. в любом случае запоминается экран). Таким образом, если во время работы в текущем режиме нажать левую кнопку, указав повторно на пиктограммку текущего режима, то выполнение функции "отмена" (п. 2.4) приведет к восстановлению того состояния редактируемого экрана, которое было при первом включении текущего режима, или при повторном его включении левой кнопкой.

3 Верхняя часть меню.

Теперь рассмотрим назначение верхних 14-ти пиктограммок меню:

3.1 Очистка экрана. (УПР-L)

Очищает экран цветом инверсным к текущему, т. е. если Вы рисуете белым цветом, то очистка будет произведена черным, и наоборот. Текущий режим не меняется.

3.2 Режим "Карандаш". (f-7)

3.2.1 Подменю режима.

Подменю режима включается только с помощью Мыши, нажатием правой кнопки. Работа с ним аналогична работе с подменю режима "Окружность" (п. 3.4.1). Возможны два варианта управления курсором в этом режиме. При варианте "С курсором" курсор режима в рабочей области экрана имеет вид "Карандаша". При работе "Без курсора" функции курсора выполняет инверсная точка, которую довольно трудно различить на заполненном экране, но в этом режиме курсор более чувствителен к перемещениям Мыши. Попробуйте быстрым перемещением Мыши нарисовать окружность с курсором и без курсора. При рисовании с курсором получится ломаная.

3.2.2 Работа в режиме.

При отпущенных кнопках курсор свободно перемещается по экрану, не изменяя картинку, (как и во всех других режимах). Перемещение курсора при нажатой левой кнопке приводит к рисованию текущим цветом, при нажатой правой кнопке - инверсным к текущему. При отпускании кнопок рисование прекращается. Именно этот режим является текущим при запуске редактора.

3.3 Режим "Линия". (f-8)

Как известно, у линии два конца. И пока ни один конец линии не отмечен курсор имеет вид "Крестика". Отметить начало линии можно, поставив центр курсора в нужное место на экране и нажав левую кнопку. После этого курсором становится инверсная линия, один конец которой будет закреплен, а второй управляется. При этом нижняя строка координатного окна показывает координаты зафиксированного конца линии. Нажатие левой кнопки в этом состоянии приводит к рисованию линии текущим цветом, при этом текущее положение управляемого конца линии становится фиксированным концом для следующей линии. При нажатии же на правую кнопку линия "рвется", и курсор снова становится "Крестиком", позволяя отметить начало следующей линии.

3.4 Режим "Окружность". (f-9)

3.4.1 Работа с подменю.

Этот режим имеет подменю, которое вызывается нажатием правой кнопки в меню, или двойным нажатием кнопки вне меню (при уже включенном режиме "Окружность"). Подменю имеет вид:

                 Только контур
                 Залитый с контуром
                 Залитый без контура
                ---------------------
                Режим : Эллипс/Круг

Верхние три строки подменю задают режим вывода окружности. Перед активным в данный момент режимом стоит белая точка, и на него устанавливается курсор при входе в подменю. Названия режимов вывода говорят сами за себя, остается только добавить, что рисование контура производится текущим цветом, а заливка - текущей фактурой. Изменить режим вывода окружности можно нажатием левой кнопки на нужном режиме, при этом производится выход из подменю.

В зависимости от значения в окне подменю "Режим : ..." устанавливается режим управления размерами окружности, которые отображаются в нижней строке координатного окна. Изменение этого режима производится нажатием левой кнопки, при этом выход из подменю не производится. В режиме "Эллипс" размеры окружности по горизонтали и вертикали не зависят друг от друга. В режиме "Круг" вертикальный размер (радиус) становится равным горизонтальному. Таким образом вертикальное перемещение Мыши при включенном режиме "Круг" игнорируется. Использование этого режима Позволяет рисовать так называемый математический круг, на экране же такой круг будет выглядеть приплюснутым, хотя вертикальный и горизонтальный его размеры будут равны.

Нажатие правой кнопки приводит к выходу из подменю.

Если Вы помните какой из режимов круга сейчас включен в подменю, и Вас он устраивает, то при включении режима в главном меню лучше нажимать не правую, а левую кнопку. Это позволяет обойти работу с подменю, которая в данном случае Вам не нужна. Это правило справедливо для включения всех режимов в которых есть подменю.

3.4.2 Рисование окружностей.

После вывода курсора из меню он превращается в инверсную окружность. Перемещение Мыши при отпущенных кнопках приводит к перемещению центра окружности без изменения его размеров. Перемещение Мыши при нажатой правой кнопке приводит к изменению размеров окружности, при этом ее центр остается на месте. Окружность, в отличие от всех остальных графических примитивов, может выходить за границу экрана, поэтому при достаточно больших ее размерах курсор (тоже окружность) может быть не виден, и может создаться впечатление, что программа "зависла".

Нажатие на левую кнопку приводит к рисованию окружности в соответствии с указанным в подменю режимом.

Вообще, для большей простоты изучения работы с редактором полезно запомнить, что правая кнопка в подавляющем большинстве случаев является менее активной, чем левая, т. е. с помощью нее производится изменение размеров, выход из подрежимов и т. д., то есть действия не изменяющие состояния редактируемого экрана (исключения: режим "Карандаш", редактор фактур, режим "Линза").

3.5 Режим "Ластик". (f-0)

3.5.1 Подменю режима.

Вызов подменю режима "Ластик" и работа с ним аналогичны работе с подменю "Окружности". Подменю состоит из пяти строк. Строка, указывающая текущий режим работы ластика отмечается белой точкой (как и в режиме "Окружность").

3.5.2 Работа в режиме.

Курсор режима - инверсный прямоугольник, ограничивающий рабочую область режима. При перемещении Мыши с нажатой правой кнопкой производится изменение размеров курсора. В нижней строке координатного окна отображаются размеры курсора-прямоугольника (как и во всех режимах, использующих этот курсор). При одновременном нажатии обеих кнопок происходит отмена всех изменений произведенных с момента включения режима "Ластик", но в отличие от п. 2.4 (отмена) восстановление производится только внутри курсора. Одновременное нажатие кнопок Мыши всегда производится в следующей последовательности (при работе с помощью Мыши, а не с клавиатуры): сначала следует нажать правую кнопку, а затем, не отпуская ее, нажать левую. Это нужно для того, чтобы не была исполнена функция, исполняемая при нажатии только одной левой кнопки. Нажатие же одной левой кнопки приводит к срабатыванию следующих режимов работы "Ластика", ранее установленных в подменю, действие которых распространяется только на область, ограниченную курсором:

3.5.2.1 "Очистка".

Производится закраска области цветом инверсным к текущему.

3.5.2.2 "Инвертирование".

Все точки области инвертируются.

3.5.2.3 "Отражение горизонтальное".

Меняются местами колонки: первая с последней, вторая с предпоследней и т. д. Повторное выполнение этой функции в этом же месте экрана возвращает все колонки на свои места.

3.5.2.4 "Отражение вертикальное".

Тоже самое, что и "Отражение горизонтальное", только для строк.

3.5.2.5 "Напыление".

При исполнении этой функции пока нажата левая кнопка в рабочей области в случайных местах появляются точки текущего цвета.

3.6 Режим "Прямоугольник". (f-.)

3.6.1 Работа с подменю.

Вызов и работа с подменю режима "Прямоугольник" аналогична работе с подменю режима "Окружность" (п. 3.4.1). Единственное различие - в нижней строке режим управления размерами прямоугольника может иметь значения "Прямоугольник" или "Квадрат", назначение которых совершенно аналогично режимам окружности "Эллипс" и "Круг".

3.6.2 Рисование прямоугольников.

Все как в режиме "Окружность". При изменении размеров изменяется высота и ширина прямоугольника. При этом, как и во всех режимах, где курсором является инверсный прямоугольник, ведущим явлется его верхний левый угол, а размеры изменяются вправо и вниз.

3.7 Текстовый режим. (f-=)

При запуске редактора в память ПЭВМ автоматически загружается файл с именем "MGR.Шрф.AutoFont" в котором находится начальный шрифт с которым будет работать редактор (аналогично файлу "MGR.Фкт.AutoFakt"). В редакторе версии 1.5 изменен формат файлов со шрифтами, вследствие чего все шрифты, используемые для предыдущих версий редактора будут непригодны. Для редактора версии не ниже 1.5 существует специальный редактор шрифтов (Font Editor 1.5).

3.7.1 Подменю режима.

Подменю включается при нажатии правой кнопки в меню или при включенном режиме "Текст" в рабочей области экрана. Выбор нужного режима как и ранее производится нажатием левой кнопки, выход из подменю - правой. Возможно включение одного из трех режимов вывода символов:

3.7.1.1 Вывод символов с маской.

Все символы выводятся текущим цветом, но перед выводом самого символа производится очистка места для него инверсным к текущему цветом. Таким образом вокруг выведенного символа образуется "ореол", не дающий символу слиться с фоном. Это особенно хорошо видно на пестром фоне, когда при выводе текста в других режимах его иногда невозможно различить.

3.7.1.2 Вывод символов без маски.

Символы выводятся текущим цветом без "ореола" (см. п.3.7.1.1).

3.7.1.3 Вывод инверсных символов.

В этом режиме те точки экрана, на которые попадает выводимый символ, инвертируются. Текуший цвет в этом режиме не имеет значения.

3.7.2 Вывод текста.

Помимо описанных ранее способов вывода символов на экран существует два режима управления этим выводом. Переключение режима управления осуществляется нажатием левой кнопки, при этом не производится выход из подменю.

3.7.2.1 Вывод текста в режиме "Текст".

Место на экране в которое будет выведен очередной символ указывается специальным текстовым курсором. К выводу символа приводит нажатие соответствующей клавиши на клавиатуре ПЭВМ с использованием клавиш "РЕГ", "РУС" и "LAT". Если нужный символ не помещается на экране, она не выводится.

Клавиша "Ввод" переводит курсор на "следующую строку", т. е. курсор перемещается на один символ вниз, а горизонтальная координата курсора приравнивается к горизонтальной координате первого символа выведенного после включения режима. Команда "Ввод" игнорируется если:

- после включения режима еще не выведено ни одного символа;

- вычисленное по вышеуказанным правилам новое положение курсора выходит за границу редактируемого экрана или находится под основным меню.

При работе в текстовом режиме можно удалить последний выведенный символ нажав на клавиши 'УПР' и 'N', или на левую кнопку Мыши. При этом курсор перемещается на место удаленного символа. Буфер редактора расчитан на 80 символов, и если продолжать выполнять эти действия, можно удалить до 80-ти последних символов.

3.7.2.2 Вывод текста в режиме "Спрайт".

При работе в этом режиме курсором является сам выводимый символ, или "Знак вопроса", если символ еще не определен или выбранного символа в загруженном файле-шрифте не существует. Выбор нужного символа как и в режиме "Текст" производится нажатием соответствующей клавиши на клавиатуре. При нажатии левой кнопки производится вывод символа на экран в соответствии с указанным ранее режимом вывода (см. п. 3.7.1). Удаление символов в режиме "Спрайт" производится только 'УПР-N'. В нижней строке координатного окна отображаются соответственно горизонтальный и вертикальный размеры выбранного символа.

Этот режим становится очень полезным при рисовании различных схем, чертежей и т. п. В этом случае рекомендуется с помощью редактора шрифтов (Font Editor 1.5) создать свой "шрифт" (или частично изменить уже существующий), в котором за определенными клавишами вместо символов будут закреплены специальные знаки необходимые для создания рисунка (например: стрелки, различные радиодетали).

3.8 Режим "Заливка" (F1)

3.8.1 Подменю режима.

Подменю этого режима - это подменю выбора фактур, работа с которым была описана ранее (п. 2.1). Вход в подменю осуществляется нажатием правой кнопки в меню или вне него (при включенном режиме "Заливка").

3.8.2 Заливка областей.

Заливка - заполнение области текущей фактурой. Место на экране с которого начинается заливка указывается левым углом курсора ("наклоненное ведрышко"). Заливка поизводится при нажатии на левую кнопку Мыши. Границей заливаемой области являются все белые точки, если заливка началась с черной, и наоборот. При заливке необходимо следить за тем, чтобы область была замкнутой, иначе фактура может "протечь" в щель.

3.9 Режим "Копирование". (F2)

3.9.1 Подменю режима.

Включается правой кнопкой в меню или двойным нажатием кнопки вне меню. Переключение режимов аналогично переключению режимов "Окружности" (п. 3.4.1).

3.9.2 Работа в режиме.

После включения режима и выхода из меню курсором становится инверсный прямоугольник, управление которым такое же, как и управление курсором в режиме "Ластик" (п. 2.5.2). После выбора области оригинала (т.е. курсор должен обводить копируемую область) нужно нажать на левую кнопку. При этом курсор раздваивается, и управление передается на второй прямоугольник-курсор, с помощью которого производится выбор области-дубликата. Первый же прямоугольник остается на месте оригинала. Если Вы ошиблись в выборе области-оригинала то нажатие в этом состоянии обеих кнопок (п. 3.5.2) отменит отмеченную область-оригинал, после чего можно указать ее вновь. Нажатие же левой кнопки приводит непосредственно к копированию оригинала на дубликат. Дубликат может отличаться от оригинала размерами, тогда произойдет масштабирование. Копирование производится в соответствии с режимами копирования, указанными в подменю. При копировании в режиме "Забой" (нижняя строка подменю) копируются все точки оригинала, и черные и белые. В режиме же "Наложение" копируются только точки текущего цвета, все остальные точки остаются без изменений.

Верхние две строчки подменю указывают на другой режим копирования, не зависящий от значения нижней строки:

3.9.2.1 "Перемещение".

При нажатии правой кнопки в этом режиме область-оригинал закрашивается цветом, инверсным к текущему, и редактор переводится в состояние указания области-оригинала.

3.9.2.2 "Копирование".

Область оригинала при копировании остается без изменений, и редактор остается в режиме выбора области-дубликата.

3.10 Режим "Линза". (F3)

Этот режим служит для точного редактирования мелких деталей рисунка, когда в обычном режиме это сделать иногда сложно. У этого режима нет подменю (поэтому он включается любой кнопкой), но редактор в этом режиме может находиться в двух состояниях:

3.10.1 Выбор фрагмента для редактирования.

При выборе фрагмента курсор имеет вид инверсного прямоугольника фиксированного размера (32х59). Причем курсор может стоять только в позициях, горизонтальная координата которых - 1 кратна восьми (1,9,17,33,...), поэтому он перемещается по горизонтали скачками по восемь точек. Для перевода "Линзы" в состояние редактирования нужно нажать любую кнопку.

3.10.2 Редактирование фрагмента.

После перевода "Линзы" в это состояние в центре экрана появляется выбранный Вами фрагмент, увеличенный в четыре раза. При переходе в это окно курсор меняется на "Стрелку" (как при редактировании фактуры). Левой кнопкой ставится белая точка, правой - черная. Пробелом указанная точка инвертируется. В правом верхнем углу экрана находится редактируемый фрагмент в натуральную величину. Это окно служит не только для контроля. Если переместиться в него и нажать левую кнопку, то отредактированный фрагмент становится на свое место, а редактор переводится в состояние выбора фрагмента. При нажатии же на правую кнопку происходит отмена всех изменений, произведенных при редактировании фрагмента, и редактирование фрагмента продолжается.

3.11 Вывод на бумагу. (УПР-O)

Вывод на бумагу расчитан на применение принтера СМ-6337 или CPA-80 и позволяет использовать все возможные для них плотности печати. У автора программы не было возможности проверить работу редактора с другими принтерами, поэтому не известно как поведет себя программа при подключении других печатающих устройств. Подменю этого режима включатся любой кнопкой. Рассмотрим каждoe из окон этого подменю:

3.11.1 Окно "Левый отступ".

Левый отступ измеряется в количестве символов, пропускаемых принтером от самого левого положения головки принтера перед печатью каждой строки рисунка. При нажатии на левую кнопку значение отступа уменьшается на единицу, на правую - увеличивается.

3.11.2 Окно "Масштаб по X".

Определяет горизонтальный размер точки на бумаге, то есть сколько раз ударит иголка принтера по бумаге при печати одной точки, двигаясь по горизонтали.

3.11.3 Окно "Масштаб по Y".

Определяет вертикальный размер точки на бумаге. В отличие от "Масштаба по X" может принимать значение "0". При этом значении на четном проходе печатаются восемь четных строк (например 0,2,4,6,8,10,12,14), затем бумага прокручивается на половину иголки принтера, а затем печатаются соответствующие восемь нечетных строк (1,3,5,7,9,11,13,15). Вертикальная плотность печати в этом случае составляет 144 точки на дюйм. При использовании этого режима и при соответствующей плотности печати (см. п. 3.11.6) размеры отпечатанного экрана на бумаге будут чуть больше спичечной коробки. Значение обоих масштабов изменяются аналогично параметру "Левый отступ".

3.11.4 Окно "Режим".

Может принимать два значения - "нормальный", при котором белая точка на экране соответствует черной точке на бумаге, и "инверсный" - белая точка соответствует белой. Переключается нажатием любой кнопки.

3.11.5 Окно "Второй проход".

Принимает два значения: "есть" и "нет". При включенном втором проходе каждая выводимая на бумагу строка выводится дважды со смещением в 1/3 иголки по вертикали. Таким образом можно получить более жирный рисунок на бумаге, иногда за счет небольшой потери качества (точности). Наличие второго прохода изменяется нажатием любой кнопки.

3.11.6 Окно "Точек на дюйм".

Определяет горизонтальную плотность печати. Может принимать значения: 60, 72, 80, 90, 120, 240 для принтера СМ-6337, и 60, 120 для CPA-80.. Левой кнопкой производится уменьшение значения, правой - увеличение.

3.11.7 Окно "Печатаем".

Принимает два значения: "экран" и "фрагмент". Назначение этого окна понятно без объяснений.

3.11.8 Окно "Принтер".

В этом окне для правильного вывода на бумагу необходимо указать тип подключенного к ПЭВМ принтера. При нажатии на любую кнопку происходит изменение типа пинтера (СМ-6337 или CPA-80).

3.11.9 Пиктограммка "Начало печати".

При печати всего экрана и при условии, что в ПЭВМ установлено два интерфейса, к одному из которых подключена Мышь, а к другому - принтер, сразу же после нажатия на кнопку начнется печать. Если же второго интерфейса нет, то после нажатия на кнопку редактор предложит Вам подключить к единственному интерфейсу вместо Мыши принтер и нажать на любую клавишу. Если Вы случайно попали в такую ситуацию (а это скорее всего случится при использовании одного интерфейса), то нажмите на клавишу "РЕД" на клавиатуре для выхода в основное меню. Нажав клавишу "РЕД" во время работы принтера можно прекратить печать. Мышь можно подключать после завершения печати картинки.

Если же Вы решили распечатать только фрагмент экрана (см. п. 3.11.7), то прежде чем перейти к вышеперечисленным действиям редактор предложит Вам указать фрагмент, который Вы бы желали распечатать, с помощью курсора-прямоугольника, управление которым описывалось ранее. Начало печати производится после нажатия левой кнопки. Нажатие же обеих кнопок приводит к окончанию работы с принтером.

При печати нескольких копий, то есть тогда, когда не нужно изменять параметры печати, можно воспользоваться одновременным нажатием клавиш "УПР" и "O" на клавиатуре при уже включенном режиме "Печать", которое приводит к печати, минуя установку параметров. Использование этих клавиш осоенно удобно при работе с одним интерфейсом, когда для получения нескольких копий не нужно подключать к интерфейсу то принтер, то Мышь.

3.11.10 Пиктограммка "Выход".

Приводит к окончанию работы с принтером и выходу в основное меню.

3.11.11 Окно "S:" (Slot).

Указывает номер разъема к которому подключен интерфейс с принтером. Левой кнопкой значение уменьшается, правой - увеличивается. Если в этом окне будет указан разъем, к которому не подключен интерфейс, то выполнение функции "Начало печати" (п. 3.11.9) будет игнорировано.

3.12 Работа с диском. (УПР-K)

При нажатии на любую кнопку появляется подменю режима. Рассмотрим поочередно все окна этого подменю:

3.12.1 Окно текущего имени.

В этом окне (в самом низу подменю) постоянно находится текущее имя файла для обмена с диском. Все нижеперечисленные функции записи и чтения производятся только с использованием этого имени. При нажатии любой кнопки в этом окне предлагается изменить текущее имя файла с помощью клавиш-символов и клавиши "". Конец редактирования завершается нажатием клавиш "ВВОД" или "РЕД". В процессе работы с диском в этом же окне выводятся сообщения об ошибках обмена с диском.

3.12.2 Окно "Каталог".

При нажатии на кнопку с диска в память ПЭВМ считываются имена файлов, начинающиеся с "MGR." (только такие файлы может записывать и считывать редактор). Если будет найден хотя бы один такой файл, то на экране появляется еще одно окно:

3.12.2.1 Окно имен файлов.

В этом окне отображаются имена найденных файлов, сразу после считывания которых курсор перемещается на первое имя в списке имен. Одновременно в окне может быть выведено не более 17-ти имен, но их может быть значительно больше. Не поместившиеся на экране имена файлов можно увидеть с помощью правой кнопки. Если нажать ее когда курсор находится в верхней половине окна с именами файлов, то, пока кнопка нажата, будет производиться прокрутка списка к первому имени, в нижней половине - к последнему. Нажатие же на левую кнопку приводит к копированию имени на котором стоит курсор в окно текущего имени файла (п. 3.12.1), курсор при этом перемещается в окно "Считать" (п. 3.12.3-3.12.6) для файла выбранного типа (далее под типом подразумевается внутренний тип файлов редактора: "Рис", "Фрг", "Фкт", "Шрф". Реальный же тип этих файлов: "K" или "B" при чтении файлов, и только "K" при записи).

Считанные имена файлов постоянно хранятся в памяти (до следующего считывания имен), поэтому при повторном входе в подменю работы в диском кроме самого подменю выводится и окно с именами файлов, считанными ранее.

3.12.3 Окно "Считать рисунок".

При нажатии правой кнопки в этом окне и в других, связанных с чтением и записью файлов, выполняется функция "Каталог" (п. 3.12.2), но считываются только имена файлов соответствующего типа. В данном случае считаются имена файлов типа "Рис" - рисунок.

Нажатие же левой кнопки приводит к чтению с диска файла-рисунка с текущим именем (п. 3.12.1). Этот файл считывается вместо редактируемого рисунка. При успешном завершении чтения производится выход из режима.

3.12.4 Окно "Считать фрагмент".

После нажатия правой кнопки производится чтение файла с текущим именем и типом "Фрг" в память, а на экране появляется курсор-прямоугольник, размеры которого соответствуют размерам считанного фрагмента. Этим курсором необходимо указать место для вывода фрагмента и нажать на левую кнопку. Для выхода из этого состояния нажмите правую кнопку.

3.12.5 Окно "Считать фактуру".

Считывается файл с фактурами (тип "Фкт") с текущим именем.

3.12.6 Окно "Считать шрифт".

Взамен текущего шрифта считывается шрифт с диска (файл с текущим именем и типом "Шрф").

3.12.7 Окно "Записать рисунок".

Текущий редактируемый рисунок записывается на диск (как всегда под текущим именем).

3.12.8 Окно "Записать фрагмент".

При нажатии на левую кнопку редактор предлагает выбрать фрагмент экрана для записи с помощью курсора-прямоугольника. Запись производится нажатием левой кнопки. При нажатии обеих кнопок производится выход из режима.

3.12.9 Окно "Записать фактуру".

Записывается текущее состояние подменю "Выбор фактур" (п. 2.1).

3.12.10 Окно "S:" (Slot).

Указывает номер разъема к которому подключен текущий дисковод. При этом не имеет значения тип дисковода. Левой кнопкой значение уменьшается, правой - увеличивается.

3.12.11 Окно "D:" (Driver).

Указывает привод к которому подключен текущий дисковод. Может иметь значения 1 или 2. Изменяется нажатием любой кнопки.

3.12.12 Пиктограммка "Выход".

Осуществляет выход из подменю работы с диском.

3.13 Режим "Выход". (УПР- )

С помощью этой пиктограммки производится выход из редактора и перезагрузка ПЭВМ. При нажатии на любую кнопку появляется подменю режима. Это позволяет избежать случайный выход из редактора, так как при входе в подменю курсор стоит на окне "Продолжение работы", нажатие на кнопку в котором позволяет выйти из подменю и продолжить работу в редакторе.

Нажатие же кнопки в окне "Выход" приводит к выходу из редактора и перезагрузку ПЭВМ с текущего дисковода, номер разъема к которому он подключен указывается в окошке "S:". Левой кнопкой номер разъема уменьшается, правой - увеличивается.

3.14 Вывод справки.

При нажатии на левую кнопку сообщается некоторая информация о редакторе. Продолжение работы происходит после нажатия любой кнопки.

При нажатии правой кнопки предлагается изменить номер разъема для подключения Мыши. Левой кнопкой разъем уменьшается, правой - увеличивается. Выход производится при нажатии любой кнопки на пиктограммке "Выход".

4 Переключение цветовой палитры.

Если Вы работаете на АГАТе-9, то в основном меню над координатным окном находится переключатель цветовой палитры, у которого четыре фиксированных положения, соответствущих палитрам:

1 - Зеленым по черному
2 - Черным по зеленому
3 - Белым по черному
4 - Черным по белому

При запуске редактора включается третья палитра. Для переключения палитры необходимо указать требуемое положение переключателя и нажать на кнопку.

5 Полезные сведения.

5.1 Выключение/включение основного меню.

При редактировании картинки может возникнуть необходимость использования всего экрана, то есть и той его части, которую занимает основное меню. В редакторе предусмотрена возможность отключения основного меню. Во всех режимах отключение производится нажатием клавиши "пробел" или "РЕД" на клавиатуре, повторное нажатие этих клавиш возвращает меню на свое место. Исключением является текстовый режим, когда выключение/включение меню производится только клавишей "Ред", так как "пробел" нужен для удобства вывода текста. Выключение/включение меню невозможно при работе с подменю, то есть тогда, когда меню является отключенным.

5.2 Если программа "зависла".

В такой большой и сложной программе, какой является графический редактор, очень сложно "выловить" все ошибки. И не исключено, что при работе в редакторе Вы столкнетесь с одной из них, что в лучшем случае приведет к "зависанию" программы, т. е. к потере управления. В этом случае необходимо нажать одновременно на клавиши "СБР" и "УПР", находящиеся в левой верхней части клавиатуры, что приведет к установке редактора в начальное состояние.

Бадер Р. Ю. 16 марта 1992 г.

Успешной работы !!!

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *