[an error occurred while processing this directive]

.сс

.цв

2.4 Удаление файлов и изменение имен файлов

.ов

Удалить какой-либо файл из каталога можно только в том случае, если среди атрибутов файла отсутсвует буква L (Locked). Удаление производится командой:

.цв

*DELETE <имя файла>.

.ов

Для изменения имени файла используется команда RENAME. Например

.цв

RENAME Programm1 Programm2

.сс

2.5 Использование неоднозначного имени файла

.ов

Некоторые из команд файловой системы могут распространять свое действие в случае необходимости на все файлы некоторого подкаталога или главного каталога пользлователя. Кроме того, имеется возможность указывать в командных строках некоторую группу файлов. Для этого в именах используются специальные символы "#" и "*".

Символ "#" означает, что в данной позиции имени может находиться любой символ. Например, спецификация имени AB# распространяется на файлы ABC, ABZ, AB1 и т.т., т.е. на все трехсимвольные имена, начинающиеся с AB. Однако, например, файл ABCD не относится к этой категории, так как его имя включает четыре символа.

Символ "*" заменяет произвольное число символов или произвольную строку. например, спецификация

.цв

MAIN.*

.ов

распространяется на все файлы каталога MAIN, или

.цв

Z*

.ов

указывает все файлы (с именем любой длины), начинающиеся с буквы Z.

Указанные символы разрешается использовать практически во всех командах, но результат их действия при этом может отличаться.

Речь идет о командах, в которых принципиально должен специфицироваться только один файл (но не группа файлов). Другими словами, в ряде команд применение спецификации имен с включением специальных символов является логически противоречивым. Например, синтаксически допускается такая команда загрузки в Бейсик-программы:

.цв

LOAD "*"

.ов

Но в оперативную память может быть загружена только одна программа. В этом случае делается попытка загрузить самый первый файл текущего каталога.

Или другой пример противоречивого использования символа "*":

.цв

*CAT *

.ов

По этой команде на экран будет выдано содержание первого подкаталога главного каталога пользователя.

Кроме того, для обращения к другому, не-текущему, дисководу достаточно указать в имени файла номер драйвера, например:

.цв

"*CAT :2.¤.TEXTS"

.ов

В ОС ОНИКС номера драйверов распределены по типам дисководов:

0   - виртуальный диск
1,2 - дисковод емкостью 820К (TEAC)
3,4 - дисковод емкостью 140К (SHUGART)
5,6 - винчестер

.сс

2.6 Подготовка диска к работе

.ов

Перед использованием нового диска его необходимо подготовить к работе - разметить. Процесс разметки диска для ОС "ОНИКС" состоит из двух этопов - физической разметки и логической. Физическая разметка осуществляется довольно редко, обычно в случае аппаратного сбоя или если диск ранее использовалсяна другом компьютере. Логическая разметка заключается в инициализации таблицы расположения файлов и создании корневого каталога диска. Физическая разметка может быть осуществлена программой FORMATTER в ОС ОНИКС или в стандартной системе Бейсик-Агат, Рапира или Best Tool Kit. Логическая разметка производится в ОС "ОНИКС" командой *INIT. Размечаемый диск должен находиться в текущем дисководе.

.сс

.цв

2.7 Исполняемые и текстовые файлы

.ов

А теперь мы хотим обрадовать лентяев. Если кому-то надоело каждый раз набирать одну и ту же последовательность команд (например: *DIR¤.TEXTS / PRINTER CPA-80 / *DIR MANUALS /LOAD LETTER ), можно этого и не делать. Обычно команды вводятся в компьютер с клавиатуры, однако в ОС "ОНИКС" имеется возможность исполнения команд, находящихся в файле. Для этого используется команда

.цв

*EXEC имя.файла.

.ов

Создать такой "исполняемый" файл можно командой

.цв

*BUILD имя.файла.

.ов

Допустим, нам часто требуется одинаковым образом определять функциональные клавиши. Может ли нам помочь исполняемый файл? Конечно! Ниже показано, как с помощью команды *BUILD создать файл, при исполнении которого командой *EXEC осуществляется определение функциональных клавиш:

.ло10

.лв

>*BUILD KEYS
 1.*KEY 0 PRINT
 2.*KEY 1 LIST|M
 3.*KEY 2 AUTO|M
 4.*KEY 3 PROC
 5.*KEY 4 REPEAT
 6.*KEY 5 UNTIL
 7.:KEY 6 MOVE
 8.*KEY 7 DRAW
 9.*KEY 8 COLOUR 2:COLOUR 128|M
10.*KEY 9 CLS|M:*SHOW|M

11.

.нф

.ов

Как видите, ничего сложного, надо только не забывать в конце каждой строки нажимать ВВОД, а в конце работы нажать РЕД для возврата в командный режим. Если теперь ввести *EXEC KEYS, функциональные клавиши будут определены.

Иногда бывает нужно запомнить в файле всю информацию, выводимую на экран. Можно, конечно, написать программку на Ассемблере, которая будеть перехватывать команды вывода на экран, и посылать их в открытый файл, но мы бы воспользовалить командой *SROOL имя.файла, тем более, что она как раз для этого и существует. Ввод команды *SPOOL без имени вызывает закрытие файла, содержащего протокол работы за какой-то период времени.

Если теперь ввести *TYPE имя.файла, на экране воспроизведется вся информация, которая была записана в течении работы команды *SPOOL. Причем это касается и графических изображений.

Кроме того, содержимое любого файла (но не подкаталога) можно посмотреть с помощью команды *DUMP имя.файла. Например:

.ло10

.лв

>*DUMP FILE
  0000 4E 65 78 74 20 74 4F 20 Next to
  0008 70 72 69 6E 74 65 F2    printer
>

.сс

.нф

.цв

2.8 Прочие команды операционной системы

.ов

   *LIB имя.подкаталога

Задание системной библиотеки. Если введена команда, непонятная операционной системе, она пытается загрузить и выполнить из системной библиотеки файл с таким именем. По умолчанию системная библиотека находится на стартовом дисководе, в корневой директории. Команда *LIB имя.директории выбирает директорию и дисковод для системной библиотеки.

   *BOOT имя.файла

Запуск резидента. Производится загрузка в самый старший из имеющихся банков памяти и запуск резидентного модуля.

   *SRLOAD имя.файла N

Загрузка резидентного модуля в банк N. Хотя резидент и будет загружен, пользоваться им будет нельзя, т.к. он не будет "подключен" к ОС. Подключение осуществляется после нажатия УПР+СБР.

   *COPY n1 n2 произвольное.имя

Копирование файла или группы файлов. Ведет к уничтожению содержимого рабочей памяти (например программы). n1 и n2 - номера дисководов оригинала и дубликата.

   *DRIVE n

Выбор текущего дисковода. 0<=n<=6. Если у вас установлена дополнительная память, ее можно использовать как виртуальный диск номер 0. Порядок работы с диском 0 такой же, как и с обычными дисководами. Естественно, при выключении питания вся информация, "записанная" на виртуальный диск, пропадает. Загрузка новых резидентных модулей ведет к разрушению структуры виртуального диска и, следовательно, к необходимости его переразметки командой *INIT. Номера 1,2 зарезервированы для дисководов типа FD55f; 3,4 - для дисководов типа Shugart; 5,6 - для винчестеров.

   *DATE день месяц год

После введения этой команды при записи и изменении файлов в каталоге будет также записываться и введенная этой командой дата. Например, для установки даты "1-е марта 1990 года" надо ввести команду *DATE 1 3 90 .

   *CLOSE

Закрытие всех открытых файлов. Эквивалентне команде Бейсика CLOSE#0.

.ст errors

[an error occurred while processing this directive]