[an error occurred while processing this directive]
.сс
.цв
2.4 Удаление файлов и изменение имен файлов
.ов
Удалить какой-либо файл из каталога можно только в том случае, если среди атрибутов файла отсутсвует буква L (Locked). Удаление производится командой:
.цв
*DELETE <имя файла>.
.ов
Для изменения имени файла используется команда RENAME. Например
.цв
RENAME Programm1 Programm2
.сс
2.5 Использование неоднозначного имени файла
.ов
Некоторые из команд файловой системы могут распространять свое действие в случае необходимости на все файлы некоторого подкаталога или главного каталога пользлователя. Кроме того, имеется возможность указывать в командных строках некоторую группу файлов. Для этого в именах используются специальные символы "#" и "*".
Символ "#" означает, что в данной позиции имени может находиться любой символ. Например, спецификация имени AB# распространяется на файлы ABC, ABZ, AB1 и т.т., т.е. на все трехсимвольные имена, начинающиеся с AB. Однако, например, файл ABCD не относится к этой категории, так как его имя включает четыре символа.
Символ "*" заменяет произвольное число символов или произвольную строку. например, спецификация
.цв
MAIN.*
.ов
распространяется на все файлы каталога MAIN, или
.цв
Z*
.ов
указывает все файлы (с именем любой длины), начинающиеся с буквы Z.
Указанные символы разрешается использовать практически во всех командах, но результат их действия при этом может отличаться.
Речь идет о командах, в которых принципиально должен специфицироваться только один файл (но не группа файлов). Другими словами, в ряде команд применение спецификации имен с включением специальных символов является логически противоречивым. Например, синтаксически допускается такая команда загрузки в Бейсик-программы:
.цв
LOAD "*"
.ов
Но в оперативную память может быть загружена только одна программа. В этом случае делается попытка загрузить самый первый файл текущего каталога.
Или другой пример противоречивого использования символа "*":
.цв
*CAT *
.ов
По этой команде на экран будет выдано содержание первого подкаталога главного каталога пользователя.
Кроме того, для обращения к другому, не-текущему, дисководу достаточно указать в имени файла номер драйвера, например:
.цв
"*CAT :2.¤.TEXTS"
.ов
В ОС ОНИКС номера драйверов распределены по типам дисководов:
0 - виртуальный диск 1,2 - дисковод емкостью 820К (TEAC) 3,4 - дисковод емкостью 140К (SHUGART) 5,6 - винчестер
.сс
2.6 Подготовка диска к работе
.ов
Перед использованием нового диска его необходимо подготовить к работе - разметить. Процесс разметки диска для ОС "ОНИКС" состоит из двух этопов - физической разметки и логической. Физическая разметка осуществляется довольно редко, обычно в случае аппаратного сбоя или если диск ранее использовалсяна другом компьютере. Логическая разметка заключается в инициализации таблицы расположения файлов и создании корневого каталога диска. Физическая разметка может быть осуществлена программой FORMATTER в ОС ОНИКС или в стандартной системе Бейсик-Агат, Рапира или Best Tool Kit. Логическая разметка производится в ОС "ОНИКС" командой *INIT. Размечаемый диск должен находиться в текущем дисководе.
.сс
.цв
2.7 Исполняемые и текстовые файлы
.ов
А теперь мы хотим обрадовать лентяев. Если кому-то надоело каждый раз набирать одну и ту же последовательность команд (например: *DIR¤.TEXTS / PRINTER CPA-80 / *DIR MANUALS /LOAD LETTER ), можно этого и не делать. Обычно команды вводятся в компьютер с клавиатуры, однако в ОС "ОНИКС" имеется возможность исполнения команд, находящихся в файле. Для этого используется команда
.цв
*EXEC имя.файла.
.ов
Создать такой "исполняемый" файл можно командой
.цв
*BUILD имя.файла.
.ов
Допустим, нам часто требуется одинаковым образом определять функциональные клавиши. Может ли нам помочь исполняемый файл? Конечно! Ниже показано, как с помощью команды *BUILD создать файл, при исполнении которого командой *EXEC осуществляется определение функциональных клавиш:
.ло10
.лв
>*BUILD KEYS 1.*KEY 0 PRINT 2.*KEY 1 LIST|M 3.*KEY 2 AUTO|M 4.*KEY 3 PROC 5.*KEY 4 REPEAT 6.*KEY 5 UNTIL 7.:KEY 6 MOVE 8.*KEY 7 DRAW 9.*KEY 8 COLOUR 2:COLOUR 128|M 10.*KEY 9 CLS|M:*SHOW|M
11.
.нф
.ов
Как видите, ничего сложного, надо только не забывать в конце каждой строки нажимать ВВОД, а в конце работы нажать РЕД для возврата в командный режим. Если теперь ввести *EXEC KEYS, функциональные клавиши будут определены.
Иногда бывает нужно запомнить в файле всю информацию, выводимую на экран. Можно, конечно, написать программку на Ассемблере, которая будеть перехватывать команды вывода на экран, и посылать их в открытый файл, но мы бы воспользовалить командой *SROOL имя.файла, тем более, что она как раз для этого и существует. Ввод команды *SPOOL без имени вызывает закрытие файла, содержащего протокол работы за какой-то период времени.
Если теперь ввести *TYPE имя.файла, на экране воспроизведется вся информация, которая была записана в течении работы команды *SPOOL. Причем это касается и графических изображений.
Кроме того, содержимое любого файла (но не подкаталога) можно посмотреть с помощью команды *DUMP имя.файла. Например:
.ло10
.лв
>*DUMP FILE 0000 4E 65 78 74 20 74 4F 20 Next to 0008 70 72 69 6E 74 65 F2 printer >
.сс
.нф
.цв
2.8 Прочие команды операционной системы
.ов
*LIB имя.подкаталога
Задание системной библиотеки. Если введена команда, непонятная операционной системе, она пытается загрузить и выполнить из системной библиотеки файл с таким именем. По умолчанию системная библиотека находится на стартовом дисководе, в корневой директории. Команда *LIB имя.директории выбирает директорию и дисковод для системной библиотеки.
*BOOT имя.файла
Запуск резидента. Производится загрузка в самый старший из имеющихся банков памяти и запуск резидентного модуля.
*SRLOAD имя.файла N
Загрузка резидентного модуля в банк N. Хотя резидент и будет загружен, пользоваться им будет нельзя, т.к. он не будет "подключен" к ОС. Подключение осуществляется после нажатия УПР+СБР.
*COPY n1 n2 произвольное.имя
Копирование файла или группы файлов. Ведет к уничтожению содержимого рабочей памяти (например программы). n1 и n2 - номера дисководов оригинала и дубликата.
*DRIVE n
Выбор текущего дисковода. 0<=n<=6. Если у вас установлена дополнительная память, ее можно использовать как виртуальный диск номер 0. Порядок работы с диском 0 такой же, как и с обычными дисководами. Естественно, при выключении питания вся информация, "записанная" на виртуальный диск, пропадает. Загрузка новых резидентных модулей ведет к разрушению структуры виртуального диска и, следовательно, к необходимости его переразметки командой *INIT. Номера 1,2 зарезервированы для дисководов типа FD55f; 3,4 - для дисководов типа Shugart; 5,6 - для винчестеров.
*DATE день месяц год
После введения этой команды при записи и изменении файлов в каталоге будет также записываться и введенная этой командой дата. Например, для установки даты "1-е марта 1990 года" надо ввести команду *DATE 1 3 90 .
*CLOSE
Закрытие всех открытых файлов. Эквивалентне команде Бейсика CLOSE#0.
.ст errors
[an error occurred while processing this directive]