/+/ Вега

Этот раздел я делал в качестве ответов на вопросы, а не как законченную статью (2004).

Когда надоело настраивать очередной раз механнику Кометы 212, случайно купил плату (некондицию) от веги - раз в 10 дешевле самой веги. Ну а дальше стал наращивать в нужных мне направлениях (1994, 1998).

Схемы придумывал местами сам, местами брал из книжек: часть схем (умзч-2, микрофонные усилители) взяты из Атаев Д.И. Болотников В.И. "Функциональные узлы усилителей Hi Fi" Издательство МЭИ, 1994г., а также (умзч-1, СШП-Маяк) из Д.И. Атаев В.А. Болотников "Аналоговые интегральные микросхемы для бытовой радиоаппаратуры" Издательство МЭИ, 1993 г. Правильные книжки :)


Фото примерно 1994 года, ранее макетирование.
И попытка использовать ЛПМ от Тоники. Неудачно.
Тониковский двигатель слишком шумит в э/м диапазоне.

Полной схемы получившегося монстра у меня нет даже в голове, но часть отдельных блоков есть в рисунках "от руки". Платы части блоков тоже только на миллиметровке, более поздние - в собственном формате, в цифре.

Вообще, я пользуюсь им довольно много, но сильно хочется переделать некоторые узлы - от трансформатора второго УМЗЧ получились слышымые наводки на входные усилители ЛПМ - неудачное расположение/экранирование. В итоге или лента, но только с двумя колонками или четрые колонки, но внешний источник сигнала.

Кроме того, разбирать ее сложно. Когда начинал - надо было больше внимания уделять разъемным соединениям. Сейчас почти все на пайке.

С другой стороны - без серьезного ремонта она работает уже больше пяти лет (пару раз на первых годах жизни был непропай, потом обгорали контакты выключателя питания - в итоге поменял участок схемы, чтобы снизить нагрузку; наконец, у двух регуляторов громкости (из всего восьми различных регуляторов) раз в пару лет чищу ползунки. Да, еще ролики менял на ЛПМ. Оба. Высохли).

Все это собирал в корпус от советского дисплея (вроде 15ие..., коробка - 3-4 мм алюминия, внешне вполне симпатичная, размер - примерно метр x метр x 15 см).

Итак, что доработано по сравнению с обычной вегой:

- Ведущий блок питания в целом повторяет оригинал, за исключением того, что вместо недоступных на тот момент стабилитронов использован "двухтранзисторный регулируемый аналог стабилитрона".

- Микрофонные усилители заменены схемой из книжки с гораздо более низким уровнем шума.

- Блоки управления ЛПМ предполагалось поставить оба от А ЛПМ оригинальной веги (т.е. таким образом появляется возможность поиска/обзора/прочего на обеих ЛПМ), но фактически пока стоит только один (когда собирал не смог купить второй, а теперь подарили, но поставить некогда) - второй "эмулируется" схемой на трех тиристорах, естественно, с минимальными возможностями.

- Режим записи включается отдельной кнопкой и выключается другой отдельной кнопкой. Таким образом можно не переключая режим перематывать ленту, например. Разумеется, нужно помнить, что стирающая головка может тереть и на некотором удалении от ленты ;) РИСУНОК (Линия на контактах k1.2 используется для ограничения пикового потребляемого УМЗЧ-1 тока в режиме записи (в обычном режиме его питание 15 в, при записи искусственно уменьшается до ~8 в). Не знаю, влияет ли это существенно на качество записи.)

- Индикатор уровней собран на a277 - это 12 разрядный светодиодный индикатор.
Типовое включение. Это - последняя плата, которую я рисовал на миллиметровке. Двухстороняя, кстати (собственно, это и подвигло меня к разработке проги для разводки плат).

- Счетчик ленты (лень было делать сложную плату) сделал на четырех к555ие7, индикация в двоичном коде ;) - в остальном - как штатный.

- Есть индикация работы отдельных фаз двигателей лпм. По четыре светодиода на каждый из шести двигателей показывают фазы движения роторов. Эта фишка добавлена после долгих поисков изредка отключавшейся фазы, но затем была оставлена из соображений красивости. РИСУНОК

- После предусилителя записи и перед гнездом линейного выхода врезал блок коррекции - отключаемые СШП к157хп3 ("маяк") с регулируемым по каждому каналу в отдельности уровнем шумоподавления, а также по отдельному пятиполосному эквалайзеру (от усилителя "вега 122"). Переключателем можно выбирать точку врезки блока коррекции (после предусилителя записи или перед линейным выходом (каждый канал по отдельности)) и включать /выключать эквалайзер и СШП. Это все делалось для коррекции при переписывании с чужих кассет (когда даже тембры в разных каналах оригинала разные).
Включение эквалайзера см в схеме усилителя Вега-122с. Ничего не менял. А что там поменяешь, если у него только питание, вход и выход ? Шумодав (к157хп3) включен по типовой схеме, за исключением того, что вход шунтируется конденсатором ~ 1500 пф, а кроме того резистор ножки 5 (порог срабатывания) выведен на переднюю панель. Оба устройства можно отключать с передней панели кнопками. Первым в цепи идет шумодав, чтобы движенем эквалайзера не мешать его работе. РИСУНОК

- Сигнал с линейного выхода заводится на усилитель мощности на двух к174ун14. Оттуда на наушники или колонки (УМЗЧ # 1).

- Есть таймер Минуты:Секунды, считает постоянно, сбрасывается при нажатии ПУСК на пишущей ЛПМ.
Честно говоря, эту схему я тоже не рисовал ибо типовая - во первых, а во вторых - ее нужно решать в зависимости от имеющихся микрух. Сейчас бы я ее объединил с рядом блоков в одном атмеловском процессоре, а лет десять назад собирал бы тоже не на том, чем она собрана фактически. Ножки сейчас не помню - справочника нет под рукой, но в ней всего пять микрух: к176ие12 (можно заменить ие5 - генератор секундных импульсов), две к176ие3, две к176ие4. Схема включения у них единственно возможная, дана в любом справочнике или схеме электронных часов 80-90 годов. Единственная особенность: все линии reset объединены и заводятся на кнопку "пуск" пишущей ЛПМ. Возможно, через C-R цепочку - несколько нф + несколько десятков ком. Поскольку схемы цифровые, практически никакой обвязки нет. Используемые индикаторы тем более не знаю - светодиодные какие-то - какие были посимпатиченее и по деньгам те и купил. Их море всяких, и наших и буржуйских, чем отличаются кроме размера, коммутации сегментов и яркости/цвета - не знаю.

- Есть тахрометр, который может измерять скорость первого или второго тонвалов (количество меток, которые проходят перед головкой скорости за полсекунды) - тоже счетчики 176е.

- Приводы тонвалов сделал отключаемыми - сейчас они крутятся только в паузе и пуске.
Облазил бумажки, так и не нашел этого фрагмента. Но в общих чертах он весьма простой: управляющее напряжение снимается с цепей питания электромагнитов ЛПМ (точка соединения диодов D14 и D15 в контроллере ЛПМ) и подается на блок ведущего двигателя в район каскада vt10-vt11 (прямо на их базу, через дополнительный транзистор, включенный по ОЭ, для инверсии). Т.е. если ни один из ЭМ не включен, этот каскад шунтируется, при этом исчезает напряжение на датчиках Холла и двигатель останавливается. Вращаться в паузе он должен, иначе при записи начало ленты будет записано с плывущей скоростью.

- Есть дополнительный блок питания (отдельный сетевой транс и выпрямители) + УМЗЧ 2x55. Коммутатором можно выбирать источники обеих УМЗЧ, таким образом можно, например, через один из них воспрозводить ленту, а через другой - внешний источник (например, кто нибудь играется на компе и слушает выход звуковухи на колонки, а я в это время сижу в наушниках и слушаю ленту, или все четыре колонки работают от одного источника - звучит приятнее, чем чем две, даже если сигнал не квадро).

- Есть блок управления питанием: простая схемка - таймер. Небольшой конденсатор заряжается от сигнала первого канала, разряжается через большой резистор. В зависимости от уровня напряжения на нем и задержек, релюшками коммутируются отдельные блоки - эта схема обеспечивает безшумное включение и выключение второго умзч, также автоматическое отключение всей сети мафона, если в канале нет сигнала более 10 минут, также возможность отключения только второго умзч при работе всей оставшейся схемы, также обесточивание (отключение сети) другой аппаратуры подключенной к мафону (cd-player, например). РИСУНОК Есть также упрощенный и не очень удачный вариант этой схемы, который использовался до введения УМЗЧ-2. РИСУНОК


 

- Есть отдельное гнездо выходного сигнала первой лентопротяги. Таким образом можно что угодно делать с основным каналом и при этом давать на внешний приемник сигнал с нее.
РИСУНОК

За качество фотографий сразу мои извинения - это было снято на слайдовскую пленку, а потом сканировалось на обычном сканере, без слайдприставок.
Аналогично относительно качества рисунков схем.

- Когда-то делал, но потом разобрал внешний блок ИК-дистанционки (только управление одной из ЛПМ), (на кр1506хлX). Оказалось, в моей комнате быстрее нажать кнопку на мафоне чем тянуться до пульта. ;)
В качестве управляющих сигналов использовал выходы выбора канала ТВ (у ХЛ2 их четыре - 16 возможных комбинаций, хотя в советских телеках использовалось только 8). Дальше они дешифровались релейной схемой (чтобы обеспечить максимальную совместимость с различными управляемыми устройствами) и коммутировали линии параллельно с кнопками блока управления ЛПМ. Ее схемы не сохранились.

- Есть селектор источника сигнала записи - выбор линейного или микрофонного входа кнопкой. Кроме того, при перезаписи кассета-кассета можно гнать сигнал напрямую (некоторые считают, что это неправильно в схеме веги, но я так понял, что это единственный путь правильно переписать кассеты, записанные с компандерным шумодавом - им важно сохранить исходный уровень сигнала... Разумеется, для этого мафон должен быть точно настроен под конкретный тип/марку ленты - иначе компандерный шумодав все только испортит), а можно через блок коррекции - СШП, эквалайзеры, регулятор уровня. Это достигается шунтированием точки соединения резисторов R79 и R75 аналоговой части на "землю" в режиме записи. В этом случае, при наличии сигналов !ХОД_А и !ХОД_Б, селекторы входов начинают получать сигнал не с ЛПМ_А, а с линейного входа.

- Есть селектор каналов - можно один из входных каналов подать на обе дорожки ленты при записи, а также выдать на оба канала линейного выхода одну из дорожек ленты при воспроизведении. Разумеется, стирающая головка работает на оба канала в любом случае :(.
Набросал такой РИСУНОК s1.1, s2.1 переключают канал записи, секции s1.2, s2.2 включены между платой усилителей и гнездом линейного выхода (точнее, в моем случае, не только гнездом, но и блоком коммутации УМЗЧ-1/УМЗЧ-2) по схеме, аналогичной s1.1, s2.1.

Внутренняя компоновка основных блоков:

 1 - тахометр тонвалов, индикатор уровней, первая часть контроллера питания
 2 - счетчик расхода ленты
 3 - трансформатор основного питания, плата стабилизатора основного питания
 4 - реле питания и колонок умзч-2, трансформатор питания умзч-2, конденсаторы фильтра
 5 - блок управления ЛПМ-2
 6 - блок коррекции: комутаторы каналов, СШП-маяк...
 7 - плата УМЗЧ-2
 8 - плата УМЗЧ-1
 9 - выходные каскады УМЗЧ-2
10 - микрофонные усилители
11 - плата основного аудиоканала (GENERIC-вега)
12 - вторая часть контроллера питания (вертикальная плата)
13 - имитатор блока управления ЛПМ-1 (три ку112)
14 - стабилизатор питания УМЗЧ-1 (кр142ен8в + большой радиатор)

- ЛПМ стоят горизонтально. При этом подающая бобина не прыгает по подкассетнику в начале сторонЫ; в некоторых случаях в оригинальной веге это вызывало вполне уловимые на слух "мяуканья".

Передняя панель:

 1 - индикаторы режимов клавиатуры, индикатор режима записи
 2 - клавиши управления ЛПМ (мп3-?)
 3 - индикаторы фаз двигателей
 4 - регуляторы уровня умзч-1
 5 - регуляторы уровня умзч-2
 6 - коммутатор линий, выбор ЛПМ для тахометра, отключение АС-1, включение
     умзч-2
 7 - коммутатор каналов, блока коррекции, селектор режимов записи
 8 - эквалайзеры блока коррекции
 9 - регуляторы уровней СШП
10 - клавиши включения/выключения записи
11 - пять клавиш управления GENERIC-вега
12 - регуляторы уровня записи

Передняя панель сделана из двухстороннего фольгированного текстолита, спереди вышкурена, после чего покрыта мебельным лаком, сзади местами зачищена и используется в качестве контактных площадок для некоторых частей схемы (так, на нее припаяны все светодиоды и кнопки).

Общий вес агрегата - 15-20 кг. Багажник велосипеда выдерживает ;) Благодаря прочному корпусу допускает нагрузку на корпус до моего веса как минимум (~63 кг). Единственный хрупкий элемент конструкции - тонвалы. Они весьма тяжелые, но имеют не очень толстые оси - поэтому теоретически агрегат плохо переносит резкую встряску. Не пробовал.

Замечания по схемам:

2008

За почти 14 лет эксплуатации (1994..2008) было заменено несколько сетевых выключателей и один электролитический конденсатор в стабилизаторе питания ГСП. Но, похоже, жить ей осталось недолго - сейчас стали отказывать переключатели режимов, а их очень много, магнитофонные возможности постепенно перестают быть ведущими (в основном, я использую её только как усилитель для компа)... Вероятно, через год-два я займусь её переделкой в систему "умный аккустический дом". Дистанционное управление через радиоканал, автоматическое управление питанием и селектор входов, распределенная конструкция (УНЧ, магнитофон, корректор тона...) в отдельных блоках с общей цифровой шиной управления, валкодеры, возможно, встроенный mp3/ogg-декодер и HDD-накопитель... Куда-то туда фантазия стремится :)

2010

Как и расчитывал: в ноябре 2010-го аппарат был разобран на отдельные блоки и со всех сторон сфотографирован. Было очень увлекательно: вспомнилось много особенностей, которыми был дополнен и этот текст. Заодно проверялись все электролитические конденсаторы во всех блоках. Почти десяток сменил, хотя фатально дохлых была буквально пара-тройка. Теперь буду проектировать Вегу-2 :)

Несколько фотографий 2010-го года, перед демонтажом (весьма тяжёлых, если щелкнуть !):


Мордочка
 

Так я обычно его видел в стойке
 

Если поставить на пол
 

Задняя стенка
 

Откинув верхнюю крышку
 

В конце разбора: остался только второй УНЧ и главный блок питания
 

Владимир